Его трагическая гибель произошла на глазах у ошеломленных людей. Только что они вместе пели торжественные гимны, ели хлеб, получали благословение. И вот их наставник стоит беззащитный в окружении жаждущих расправы красноармейцев. Они закололи жертву штыками на площади перед храмом, где собрался народ. Уже мёртвому вонзили крест в одну из ран. Петропавловский епископ Мефодий, в миру Михаил Платонович Краснопёров, был казнен за «реакционную деятельность» и похоронен в общей могиле.
Урбанизация XX века породила рост алкоголизма
Бурный рост водочного, пивоваренного и винодельческого производства на рубеже XIX-XX веков был вызван урбанизацией, которая шла стремительными темпами. В Казахстане наблюдался период больших изменений, преобразований и потрясений. Люди переселялись в города, теряя связь с землей, с традициями. Шло разрушение устоев общества. Наши верненские купцы - Пугасовы, Радченко - занимались водочным, пивоваренным и винодельческим производством, которое порождало большой спрос. А людям, оторванным от сельской жизни, занятым на тяжелом производстве, зачастую доступно было одно развлечение – водку пить. Именно тогда и стали появляться трезвеннические общества. В Казахстане такую работу активно проводил Петропавловский епископ Мефодий. Все трезвеннические акции того времени были попыткой перевоспитать алкоголиков, и хотя бы доступными методами предупредить рост пьянства. Но в сравнении с сегодняшним днем, тогдашнее потребление алкоголя - это незначительные проценты. Если в 1913 году среди женщин потребление алкоголя не превышало 3-4%, то сегодня мужчины и женщины страдают алкоголизмом и пьянствуют примерно в равных долях.
Казахстан в настоящее время переживает кризис, связанный с пандемией. Если в 2018-2019 годы наблюдалась тенденция к снижению потребления спиртных напитков, то 2020 г. в корне изменил ситуацию к худшему. За год потребление спиртного выросло на 20%, а производство водки – на 14%. И по-прежнему актуально трезвенническое движение Мефодия Красноперова.
Ходил по ночлежкам
Мефодий часто посещал «ночлежки», разговаривал с обитателями, молился вместе с ними. Пытался достучаться до сознания горьких пьяниц. Звал их в церковь, в аудитории церковно-приходской школы, где организовал религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения.
Его опыт работы с людьми того времени, подверженными зависимости, изучается и в наши дни, так как проблема остается и сегодня.
Петропавловский любимец
В неурожайный год Мефодий своим воззванием собрал для голодающих более двадцати тысяч рублей (среднемесячная заработная плата занятых в промышленности составляла 24,2 рубля). Получил известность как одаренный проповедник, чьи проповеди собирали огромные аудитории.
Росла популярность епископа Мефодия. Петропавловская городская Дума просит вышестоящие власти направить популярного епископа в Петропавловск. Горожане так горячо хотели заполучить себе яркого проповедника, что достучались до императора. И добились его высочайшего соизволения.
День 6 ноября 1914 года стал для петропавловцев красным днем календаря. Мефодий - Михаил Платонович Краснопёров - стал епископом Петропавловским.
Он служил в Петропавловске уже около трех лет, когда случился переворот. С марта 1917 года, сразу же после свержения монархии, начались гонения на Русскую Православную Церковь.
Провокация
27 марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать телеграммы министру Керенскому и обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об удалении епископа Мефодия из Петропавловска «за реакционную деятельность», якобы угрожающую общественному спокойствию.
В попытке защитить свое честное имя епископ Мефодий 1 мая 1917 года направил в Святейший Синод обстоятельный доклад о происшедших событиях, в котором писал: «Без сомнения, провокация сделала свое дело. Замечательно, что обвиняют меня в реакционной деятельности. В чем же она выражалась? Никаких данных нет. Я не был ни «союзником», ни «черносотенцем». По приезде из Уфы 23 марта, я за каждым богослужением в дни Пасхи призывал народ к объединению, к подчинению Временному правительству, к миру и взаимной любви... Народ возмущается произволом Совета рабочих и солдатских депутатов. У нас в Сибири «свободы» стараются использовать много шире, чем в коренной России. Все хотят управлять, а повиноваться некому».
Власть не простила народную любовь к епископу. Расправа над ним стала и днем конца, и моментом вознесения: Мефодий был распят и воскрес в сознании людей - как священномученик.
100 лет спустя
Время выковывает своих героев. Они приходят в наш мир мальчиками, ищущими истину, своей яркой жизнью утверждают справедливость. И этот юношеский максимализм однажды приводит их к подвигу. Так случилось и с Михаилом Красноперовым, ставшим священномучеником Мефодием, епископом Петропавловским и Акмолинским.
20 сентября 2021 года состоялось открытие памятной доски в память 100-летия мученического подвига священномученика Мефодия, епископа Петропавловского. Мемориальный знак установлен на стене Вознесенского кафедрального собора, главного храма Петропавловска.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр сказал о священномученике Мефодие: «Епископское служение будущего мученика началось в непростые для Церкви Христовой и Отечества предреволюционные годы. Святитель Мефодий, «духом пламенея» вдохновлял свою паству к праведной жизни по Слову, давал твердый отпор сектантским лжеучителям, боролся с социальными пороками, развивал трезвенническое движение. Он регулярно посещал даже самые отдаленные приходы, был прост и доступен в общении, часами мог беседовать с каждым, кто нуждался в его духовной поддержке. Его искренне любили православные христиане и уважали мусульмане. Епископ Мефодий проявил нелицемерную, истинную любовь к Богу и людям в своей жизни, и засвидетельствовал ее своей мученической гибелью».
Петропавловск
Фото: АПН
По материалам АПН - dknews.kz