Бродвейская слава Туркестана | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Бродвейская слава Туркестана

1005
10 минут
Бродвейская слава Туркестана
Константин Юлианский


Недавно Казнет позабавила интересная находка – в конгрессе библиотеки США была найдена пластинка с записью песни о Туркестане, которая исполнялась на Бродвее в начале ХХ века. Многие поспешили вновь возгордиться отечественными достижениями. А мы решили вспомнить, как Туркестан представляли себе жители удалённых от наших краёв мест, откуда они черпали представление об этом крае, и как поступала на Запад информация о нём. 

news3282.jpg

По разным данным, песня могла быть записана в 1906 или 1919 году. В то время, когда радио ещё было диковинкой, а телевидение не существовало, именно эстрадная премьера решала – станет песня хитом или нет. Источники, найденные в архивах США, подтверждают, что эта песня была очень востребована среди слушателей и посетителей бродвейских концертов. В общем, как бы сейчас сказали, «трек» про Туркестан стал хитом Бродвея. Слова к нему написал Бобби Джонс, музыку — Джек Стерн, а исполнила группа «American Quartet».

news3283.jpg

Текст типичен для лёгких эстрадных песен, которые часто исполняли по мотивам колониальных путешествий и романтики. Например, в тексте упоминается некий влюблённый осман, который направляется в далёкий таинственный город Туркестан, где его ждут прекрасные восточные девы.

news3284.jpg

В общем, Туркестан предстает перед американским слушателем начала ХХ века неким таинственным волшебным восточным городом — подобием Багдада из сказок Шехерезады. Понятно, что про Туркестан тогда мало какие американцы (и европейцы) могли что-то знать. Немного больше они знали и об одноименном регионе. Но больше полагались на представления и стереотипы. Так что об этом крае знали американцы и европейцы в начале ХХ века? 

news3285.jpg

– Мы хотим вдохновить как можно большее число людей на новые исследования Туркестана в частности и Центральной Азии в целом. Поэтому мы начали с небольшого источниковедческого исследования. Стали смотреть: где, в каких крупных базах знаний есть документы или хотя бы упоминания, связанные с Туркестаном. Сначала я делала это практически в одиночку. Одним из первых источников поиска стала база библиотеки Конгресса США. Сначала я искала документы 18-19 веков и случайно наткнулась на эту пластинку. А к ней – слова, ноты, документы. Сначала подумала, что это ошибка. Но потом вчиталась в слова и поняла, что это действительно песня о Туркестане, — рассказывает Айко Токен, основатель и руководитель компании Citylab Turkistan, сотрудники которой и отыскали данный факт.

news3286.jpg

Мне стало интересно, что за музыканты, откуда они знают про наш край, бывали ли они там тогда, в начале ХХ века? К сожалению, о самих этих людях – Джеке Стерне и Бобби Джонсе – информации практически не нашлось. Уровень оцифровки материалов начала ХХ века был довольно низкий.

news3287.jpg

С высокой долей вероятности эти музыканты не бывали здесь. Скорее всего, услышали об этих местах. Даже из афиши можно догадаться, что это была их фантазия о далёком восточном городе. Вероятно, информация до них долетела через эмигрантов из Российской империи. Может, музыканты побывали в Европе и там встретились с эмигрантами, где им и рассказали о красивом восточном Туркестане. Ребята вдохновились и написали песню.

news3288.jpg

Сегодня многим кажется, что и более 100 лет назад Туркестан был туристической Меккой, однако это совсем не так. Только в зрелые советские годы, в 60-е, 70-е годы ХХ века начался туристический поток в Самарканд, Бухару, Хиву. А непосредственно до города Туркестана массовый турист дошёл уже в нашем XXI веке. 

news3289.jpg

Мобильность населения более 100 лет назад была очень низкой. Даже при желании передвижение простых жителей из одного города в другой было ограничено, даже в туристически-познавательных целях. У 99% населения Российской империи не было такой возможности ни финансово, ни физически, простые люди были постоянно заняты и ежедневно добывали насущный хлеб. Да и отпуск могли себе позволить немногие.

news3290.jpg

Одним из важнейших источников информации о Туркестане на Западе были путевые заметки путешественников, разведчиков и шпионов. Самый основной – Юджин Скайлер, первый американский дипломат, который побывал в Туркестане в 1874 году. 

news3291.jpg

Многие наверняка помнят Филиппа Скайлера по мюзиклу «Гамильтон» о жизни известного американского государственного деятеля. Филипп был отцом сестёр Скайлер. А его правнук Юджин проехал от Оренбурга через всю степь Сары-Арку в Туркестан, далее – в Ташкент, и издал об этом книгу. Для американцев его труд стал первым большим обзором Средней Азии. Непонятно, был ли он шпионом или просто путешественником. Но он, пожалуй, первый, кто в ХХ веке рассказал американцам о Туркестане. 

news3292.jpg

– Если брать более поздних исследователей, то интересен, например, такой персонаж как Дональд Уайлбер. Он путешествовал по всему среднему Востоку (а в Туркестан он был, судя по всему, заброшен в качестве разведчика-нелегала). Кроме того, он даже выпустил большой учебник «Типология тимуридской архитектуры», где сделал очень подробное исследование храмовой и типовой застройки того времени и, в частности, Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи. Личностью был действительно легендарной – он стал одним из организаторов переворота в Иране в 1953 году. В преклонные годы преподавал в Принстоне. О целях своей работы рассказывал довольно скупо, – продолжает Айко Токен. 

news3293.jpg

Впрочем, не только разведчики, шпионы и востоковеды поставляли информацию о Туркестане в Европу и Америку. Например, во второй половине XIX века Туркестанский край стал упоминаться в связи со скандалом, который разлетелся по всем монаршим домам Европы. Это история о том, как великий князь Николай Константинович, племянник российского императора Александра II, был уличён в краже фамильных драгоценностей. Он снял бриллианты с оклада одной из икон, которой император Николай I благословил брак его матери. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга. Поняв, что взять эти бриллианты было некому, кроме его старшего сына, устроил грандиозный скандал. Не сразу, но Николаю Константиновичу пришлось признаться в краже бриллиантов и в том, что деньги от их продажи должны были пойти на откуп любовнице. На семейном совете, общем собрании членов монаршей семьи, после долгих дебатов (как варианты предлагалось отдать в солдаты, предать публичному суду и сослать на каторгу) было принято решение, наносившее минимальный вред репутации царской семьи. Решено было объявить великого князя Николая душевнобольным, а затем по указу императора навсегда выслать из столицы империи. 

news3294.jpg

Города для ссылки опального великого князя постоянно менялись, пока он не осел сначала в Оренбурге (где сделал немало исследований, в частности, о железной дороге из европейской части России через казахскую степь в Среднюю Азию), а потом – в Ташкенте. Таким образом, Туркестанский край стал широко известен в Европе как место ссылки одного из великих князей (читай – принцев). Николай Константинович много занимался благоустройством Ташкента, который был в те времена столицей всего Туркестанского края. Замостил улицы, на деньги, отпущенные двором на строительство его дворца, построил театр, клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и даже публичный дом под вывеской «У бабуленьки».

news3295.jpg

В своих заметках он писал: «Туркестан наделён от природы всеми благоприятными условиями для быстрого развития своих богатых производственных сил. Расширив оросительную сеть, раздвинув пределы оазисов, Туркестан можно сделать одной из лучших русских областей».

news3296.jpg

В общем, в те годы Туркестанский край переживал период ренессанса. А Ташкент и вовсе стал одной из всеимперских столиц. Сюда приезжали работать и творить представители легендарной французско-русской архитектурной династии Бенуа. В частности, Алексей Леонтьевич Бенуа построил Дворец эмира в Бухаре и православный собор в Аулие-Ате (ныне Таразе). Кроме того, он руководил застройкой Ташкента в те годы. Читающая публика России и Европы ознакомилась с краем благодаря книге Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа ташкентцы». При этом книга не столько о городе, сколько о людях, которые смогли создать себе карьеры в этом городе. 

news3297.jpg

Всем известны картины Василия Верещагина, сделанные им в среднеазиатских походах российской армии. «В горах Алатау», «Богатый киргиз», «Нападают в расплох», «Торжествуют» уже тогда стали знакомы европейской публике. 

news3298.jpg

К слову о служебных карьерах, когда-то в Ташкенте учился в гимназии и председатель Временного правительства России Александр Керенский. Здесь же в 1916 году он проводил много времени с известным политическим деятелем, будущим главой Туркестанской автономии Мустафой Шокаем. Сам Шокай встретил здесь любовь всей жизни – оперную певицу Марию Яковлевну Горину. 

news3299.jpg

Надо сказать, что частью столичных функций Ташкент поделился и с нашим городом. Произошло это стараниями генерал-губернатора Туркестана Константина Петровича фон Кауфмана. Духовная консистория — по сути, управление по делам государственной религии (в то время — православия): по всем параметрам такой орган должен был появиться в Ташкенте, но появился в Верном (позднее – Алматы). Инициатором того, чтобы консистория оказалась в Верном, был как раз Кауфман. Известна его фраза: «Я не потерплю в Ташкенте ни архиерея, ни жандармов». Изначально консистория располагалась в другом здании, не сохранившимся до нашего времени. После землетрясения 1911 года началось строительство того самого здания, которое и по сей день стоит на пересечении улиц Пушкина и Карасай батыра. А главным православным храмом всего Туркестанского края стал Вознесенский собор, который и по сей день является архитектурной звездой Алматы. 

news3300.jpg

После революции в Туркестане началась совсем другая жизнь. Оказавшись в глубинке закрытого от мира Советского Союза, эти края снова стали для мира терра инкогнито. Вспомнили о них примерно в 1941 году, когда в Самарканде была вскрыта гробница Амира Тимура (Тамерлана). Согласно популярной легенде, тем самым был потревожен дух великого воителя: спустя три дня началась Великая Отечественная война. Лишь после оттепели интерес к краю возник с новой силой – сюда потянулись исследователи и туристы. Доступ в эти края открылся всем желающим, появилась какая-то туристическая инфраструктура. Теперь добывать информацию о Туркестане стало легально, безопасно и даже комфортно. 

news3301.jpg

Несмотря на то, что прошли времена, когда на Западе о Туркестане узнавали исключительно по слухам, сплетням и донесениям разведчиков, информации о славном прошлом и города Туркестана, и Туркестанского края не так много. 

news3302.jpg

– Многие исследования не делаются, потому что банально нет доступа к документам, разным манускриптам, исследованиям, – рассказывает Айко Токен. – В советское время из Туркестана многие документы увезли в Санкт-Петербург в институт древних рукописей, какую-то часть – в Ташкент, как главный центр тюркологии в Российской империи и СССР. Немалая часть разошлась по частным коллекциям. Поэтому у исследователей сейчас нет доступа к рукописям и документам. Даже нет чёткого списка, где можно искать эти самые данные. Мы сейчас эту работу взяли на себя. Собственно, то, что мы нашли эту пластинку, и можно считать попутным результатом нашей деятельности. 

news3303.jpg

Одним словом, можно ожидать, что в ближайшее время о Туркестане найдётся гораздо больше информации. И люди откроют для себя, что Туркестан — это не только мавзолеи Ходжи Ахмеда Яссауи и Гур Эмира, но и целый пласт истории региона и всей планеты, который нам только предстоит изучить. Пусть даже поводом к изучению неизвестных страниц истории этого края послужит лёгкая эстрадная песенка. 

Фотографии взяты из открытых источников.


Источник -  voxpopuli.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...