Археология – наука о предках языком истории | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Археология – наука о предках языком истории

1279
9 минут
Археология – наука о предках языком истории
Асыл Аязбаева. Фото предоставил Борис Железняков

В Казахстане и ряде других стран 15 августа отмечают День археолога. Празднуют его специалисты, так или иначе связанные с археологическими раскопками и экспедициями. День этот не привязан к какому-то большому научному открытию. Он призван напомнить всем о людях удивительной, романтичной и вместе с тем актуальной профессии. Ведь именно археологи открывают нам полный разнообразия мир наших далеких и не очень далеких предков, тот самый мир древности, что создал нашу с вами современность.

Особенно ярко это видно по артефактам, что находят наши археологи вдоль ветвей Великого Шелкового пути. 

Этот путь не зря назывался великим. Он соединял народы, помогал им лучше узнать друг друга, сближал культуры, помогал. Через него распространялись не только товары, но и обычаи, технологии, знания, ремесла. Распространялись по Шелковому пути философские течения и религиозные идеи. В этом смысле казахстанские степи очень похожи на земли Иерусалима – они так же являются колыбелью главных мировых религий. И потому-то археологи придают таким «религиозным» находкам очень большое научное значение.  

- Буддизм, к примеру, шел в Китай из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан. Он имел большое распространение на юге Казахстана и в Семиречье, и тому мы находим много подтверждений на городищах Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском, Новопавловском. Там находятся буддийские храмы, монастыри, часовни, найдено много буддийских статуэток и стел. Артефакты представлены в Историческом музее в Бишкеке, - отмечает Борис Железняков, историк, археолог, магистр гуманитарных наук, докторант PhD, СНС Института археологии им. А.Х. Маргулана. 

Сфера его научных интересов обширна и глубока – изучение религий древней и средневековой Центральной Азии на основе археологических источников, памятников городской культуры, наскального искусства Южного Казахстана.

Как это происходило, какими дорогами шли миссионеры, сейчас можно определить только путем изучения старинных рукописей и археологическими исследованиями. Но поскольку старинных письменных источников сохранилось мало – вся надежда только на археологов. 

news3986.jpg

Если верить легендам, то первое знакомство жителей Азии с христианством  должно было состояться еще в середине первого века нашей эры. Из христианских преданий известно о поездках апостолов далеко за пределы Римской империи: с целью распространения учения они побывали и в Индии, и в Скандинавии, и в других землях. Имеются сведения, что апостол Андрей, который благовествовал в Великой Скифии, пересек земли теперешней территории Западного Казахстана, достиг Согдианы и воздвиг крест около Самарканда.

Но исследователи легендам не верят, они верят только фактам. А исторические документы и археологические находки говорят, что христианство несторианского направления действительно быстро проникло в Южный Казахстан и Жетысу. В пятом-шестом веках в городах на Великом Шелковом пути, его казахстанского участка, оно стало одной из ведущих религий наряду с зороастризмом и буддизмом. Закат христианства начался только после арабского завоевания, а в 11 веке христианство в регионе практически прекратилось: христианское население перешло в ислам. Однако в 12-14 веках христианство возобновилось, и тому тоже есть свидетельства – многочисленные находки крестов, могильных камней, остатки стен часовен и храмов. Есть и письменные свидетельства того времени.

- Рубрук (Гильом де Рубрук, ок. 1220 - ок. 1293, фламандский монах, францисканец, путешественник – А.А.) писал, что 200 тысяч человек из тюркского племени кереев приняли христианство вместе со своим правителем в 11 веке. У него же мы читаем про несториан: «Итак, мы выехали из вышеупомянутого города [Кайлака] в праздник святого Андрея и там поблизости, в трех лье, нашли поселение совершенно несторианское. Войдя в церковь их, мы пропели с радостью, как только могли громко: "Радуйся, Царица". Все это говорит о том, что периодически на всем протяжении Великого Шелкового пути то в одном месте, то в другом были образованы христианские селения с церквями, - рассказывает Борис.

Археологи в своей работе нашли подтверждение информации из записок Рубрука: у него описаны две «кумирни», в одной узнается буддийский храм, в другой – манихейский.  При раскопках за городской стеной археологи обнаружили и исследовали буддийский храм. Предположительно, возник храм в начале 13 века, но возможно и в 12 веке. А время его гибели совпало со временем гибели города Коялыка. Это конец 13 века. Найден и манихейский храм — постройка в южной части городища.  «Несторианское селение» отождествляется с городищем Лепсы, расположенным в 6 км восточнее Антоновского городища.

 - Узнать, так ли это, сейчас уже почти не представляется возможным – в советское время городище внутри квадрата стен было полностью нивелировано. Мы там сделали пять или шесть шурфов в один год и два шурфа в другой год, находили кое-что, даже были фрагменты керамики с крестами. Однако Карл Байпаков (известный советский и казахстанский учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор, академик Национальной академии наук РК, 1940-2018 гг.) в одной из своих последних работ утверждал, что это городище Лепсы и есть то самое христианское поселение, которое описал Рубрук. Но, все-таки, окончательные выводы мы пока делать не можем, - говорит археолог. 

news3987.jpg

А вот количество найденных несторианских кладбищ 13-14 века в регионе говорит о том, что люди мигрировали, возможно – хотели объединиться и жить одной религиозной общиной.

news3988.jpg

- На территории городища Талгар не обнаружено пока ни одного храмового сооружения. Но при этом обнаружено значительное число мусульманских, буддийских, христианских артефактов, свидетельствовавших о распространении этих религий у населения или гостей средневекового города. На памятнике I-IX вв., городище Жуантобе в Южном Казахстане, который я изучал в течение нескольких лет с 2005 по 2009 годы, были найдены четыре изображения креста. Еще я там обнаружил фрагмент дастархана: видно одну из четырех лопастей креста, и в ней изображен небольшой равноконечный крест. Таких находок много, но недостаточно для определения полной картины религиозного мира людей того времени. Если мы дальше будем продолжать раскопки, они будут потихоньку выходить. Но никакой уверенности, что там обязательно будет что-то интересное, конечно, никто не даст, - рассказывает Борис. 

news3989.jpg

Считается, что археологическая наука Казахстана началась в конце 19 века. И первыми «археологами» были не специалисты, не ученые, а чиновники, волею судьбы оказавшиеся в Туркестанском крае. Тогда находок было много и, в основном, как раз религиозного характера. А самая, пожалуй, известная находка - большой семиреченский алтарь-жертвенник. Его нашел недалеко от города Верного (сейчас Алматы) летом 1884 года казак Степан Егорин. Находку ученые относят к первому тысячелетию до нашей эры и уверены – предназначен этот стол для неведомых религиозных обрядов, связанных с жертвоприношениями. Усилиями энтузиастов жертвенник был сохранен и сейчас он украшает экспозицию зала «Древности Средней Азии» Санкт-Петербургского Эрмитажа.

В 1895 году энтузиасты-востоковеды объединились в Туркестанский кружок любителей археологии. Представители общества изучали археологию и историю материальной культуры Казахстана и Средней Азии и внесли заметный вклад в науку. В числе активных членов общества был Н.Н. Пантусов (1849-1909) - востоковед, археолог, который с большим уважением относился к архитектурным, архивным и этнологическим памятникам Семиречья.

news3990.jpg

- Экспедиции Н.Н. Пантусова собрали, выкопали из-под поверхности земли на территории кладбищ более 600 намогильных камней - кайраков. Их либо увозили в научные и музейные центры империи, либо делали эстампажи. Некоторые камни потом везли дальше, и они «дошли» до Хельсинки, до Парижа, это отдельная история. 

news3991.jpg

Находили кайраки и в других местах, таких находок много. Примечательна история с подарком Поля Гурдэ французскому послу в 1890-х годах во время визита последнего в Верный - 20 черепов и 20 кайраков с несторианских кладбищ. Если черепа несториан были обнаружены в Париже, то следы намогильных камней бесследно теряются, - сожалеет Борис. 

news3992.jpg

А на городище Актобе (Степнинское) в ходе археологических раскопок были найдены артефакты, свидетельствующие о том, что здесь когда-то жили христиане. Археолог Григорьев нашел подвеску из полупрозрачного светло-серого нефрита. На лицевой стороне подвески вырезан несторианский крест.

news3993.jpg

Там же была вскрыта винодельня городища Актобе (Степнинское), пол которой был вымощен жженым кирпичом с прочерченными на них изображениями крестов. Производство вина в регионе находилось в руках христиан – это археологами уже доказано. В некоторых церквях часть боковых помещений даже использовалась когда-то в качестве винодавильни и хранилищ для вина. 

Очень интересные находки были сделаны недалеко от Тараза на раскопках городища Костобе, отождествляемом с городищем Джамукат. Захоронения там совершались в наусах. Этот обряд достаточно хорошо исследован. Считается, что он приходит в Казахстан в IV-V веках, его совершали зороастрийцы. Он предполагал дальнейшее окончательное захоронение костных останков в керамических сосудах или других вместилищах. То, что христианские и буддийские артефакты найдены в зороастрийских погребально-поминальных сооружениях, археологи считают особенно интересным.

В числе уникальных находок – серебряный нательный крестик. Аналоги были известны в Семиречье по находкам на городище Красная речка, там обнаружены бронзовые и серебряные крестики.

- На Краснореченском городище, в ущелье Джууку в Прииссыккулье и возле здания Таш-Рабат в горах Центрального Тянь-Шаня были обнаружены надгробные камни. К настоящему времени известны 4 несторианских некрополя, расположенные у Бишкека, на Буране, Алмалыке (Илийская долина), Илибалыке, исследованном несколько лет назад. Почти все намогильные камни датируются 13-14 веками, кроме четырех из Краснореченского городища, в скором времени их датировка будет уточнена. Аналогичные христианские древностей Средней Азии из Мерва, Самарканда и Ургута, эта категория памятников датируется 6-7 веками, - отмечает Железняков.

Археологические открытия способны изменить представление о том, что казалось давно изученным. Или дополнить ранее известные факты.  Сооружения и места, имеющие ритуальное назначение, как то: храмы, алтари, жертвенники, священные гроты, деревья, рощи, источники, камни – все это имеет большую роль для понимания хода истории. Ведь человечество до 19 века не сооружало ничего более грандиозного по величине и роскоши, чем храмы. Так и в казахских степях: наличие развалин храмов, монастырей, часовен различных религиозных общин, найденные эпитафии, изображения крестов на сосудах, статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей и сцен, согдийские надписи на керамике, захоронения и церковной титулатурой показывают, что философские и религиозные воззрения древних жителей городов и степей Казахстана были очень разнообразны, что не мешало им жить рядом. Как и сейчас, впрочем. А археологи тут выступают своеобразными переводчиками с языка истории на язык современности.


Источник -  exclusive.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...