Процедура общественных слушаний предусматривает вынесение вопроса на референдум после завершения всего цикла дискуссий. Его назвали «конструктивным диалогом» между специалистами и общественниками. Между сторонниками строительства и противниками.
Скандальные слушания
Диалог в Алматы конструктивным можно было назвать с натяжкой. Скорее получились слишком бурные дебаты, переходящие порой в крики, взаимные обвинения, скандалы, ругань и даже потасовку, видео которой разошлось в Сети.На слушания пришло много людей, выступающих против строительства. Их аргументы, помимо прочих, сводятся к эмоциональным высказываниям о том, что слушания превратились в рекламу АЭС, где спикеры и ученые пытались убедить алматинцев в острой необходимости строительства.
Многие считают, что, как и в случае с вопросом часового пояса, все предрешено, а якобы публичные дискуссии на самом деле таковыми не являются и носят заказной характер.
Эксперты между тем приводили доводы, почему атомная энергия стране нужна. Они считают, что такой вид топлива, при правильной его эксплуатации, не угрожает экологии. И что мирный атом гораздо продуктивнее различных генерирующих электростанций.
Гендиректор РГП "Национальный ядерный центр" Эрлан Батырбеков
Фото: © Ертай Сарбасов
Так, Эрлан Батырбеков, генеральный директор национального ядерного центра РК считает, что современные атомные электростанции — это стабильный и экологически чистый источник энергии, который может обеспечивать экономический рост государства, удовлетворяя потребность в электроэнергии.
Ранее, напомним, было объявлено, что всенародное голосование пройдет этой осенью. Точная дата пока не определена.
Атомную электростанцию могут построить в поселке Улькен Алматинской области. Точная стоимость строительства неизвестна. Называется сумма до 12 миллиардов долларов. Большую часть этих средств Казахстан планирует занять.
Экс-глава KEGOC Асет Наурызбаев
Фото: © Ертай Сарбасов
«Ни одного весомого аргумента»
Оппонентами спикеров выступали представители общественных движений, в том числе и экологических — их было большинство. На их стороне выступили и ряд независимых энергетиков, которые категорически против идеи строительства АЭС в стране. Они считают, что атомная энергия опасна для экологии и здоровья казахстанцев. А выработка энергии, по их словам, занятие дорогое, что негативно скажется на тарифах для населения в сравнении, к примеру, с производством энергии на гидростанциях.Энергетик Асет Наурызбаев считает, что ни одного весомого аргумента за строительство атомной станции нет. Бывший глава KEGOC призывает оценивать ответственность перед будущими поколениями, прежде всего.
«Атомная станция будет работать 60 лет или даже 80 – как говорят коллеги. То есть три-четыре поколения людей будут получать электроэнергию, а десятки и сотни поколений после этого получат горы радиоактивных отходов, которые нужно охранять», — убежден Наурызбаев.
Такого нет, считает независимый эксперт, в возобновляемой энергетике. Солнечные и ветряные панели можно утилизировать в пустыне и ничего с ними не произойдет, угрозу жизни они не представляют, в отличие от радиоактивных отходов. Он добавил, что неэффективность возобновляемых источников – это миф.
Представители Министерства энергетики в ответ заверили, что радиоактивные отходы не попадут в окружающую среду. Еще в 2021 году был разработан проект по строительству специального хранилища вблизи Семипалатинского полигона.
При этом проектный срок эксплуатации хранилища — 50 лет, что смущает противников строительства. Они задаются вопросом — а что потом? Отходы, вероятно, потребуют перезахоронения.
Дефицит электроэнергии и износ инфраструктуры
В ведомстве напомнили, что в ближайшие два года показатель дефицита электроэнергии в Казахстане будет только расти. Согласно прогнозному балансу на 2024-2030 годы, в текущем году потребление электроэнергии составит свыше 120 миллиардов киловатт в час, при производстве 118 миллиардов киловатт в час. В результате дефицит ожидается на уровне двух с половиной миллиардов киловатт в час. Известно, что в стране функционируют 220 электрических станций и их износ составляет почти 60%. Реконструировать объекты не рентабельно, отметили спикеры.Жубаныш Абдимуратов — профессор Алматинского университета энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева рассказал, что при работе тепловых электростанций в атмосферу выбрасывается много вредных веществ.
«Если мы не уменьшим их, то экологии будет нанесен серьезный урон. Целесообразно построить в Казахстане АЭС как источник генерации электроэнергии. Во-первых, это экологично, во-вторых, эффективно. В-третьих, приведет к постепенному снижению цен», — отметил Даукеев.
В этой связи в профильном ведомстве считают, что атомная станция может решить все эти проблемы. Более того, чтобы полностью закрыть дефицит электроэнергии в стране нужно построить как минимум три АЭС, уверены некоторые специалисты.
АЭС означает зависимость?
Но противников строительства это не убеждает. Судя по комментариям к трансляции слушаний, противников очень много и у них есть свои аргументы.«Если в стране дефицит энергии запретите майнинговые фермы», — пишут они.
«Кто будет следить за стабильной работой АЭС? Откуда получать обогащенный уран? Получать обогащенный уран — значит снова зависеть от других государств, а значит наша зависимость никуда не денется. Так зачем нам такая энергия? Или есть наивные люди, которые думают, что если построят АЭС, то тарифы на электроэнергию упадут? Снимите розовые очки, в нашем государстве любой проект делают только те, кому это выгодно, о народе думают в последнюю очередь», — гласит другой комментарий.
«В данный прогрессивный век есть более тысячи способов получения электроэнергии. Можно получить электроэнергию от земной электромагнитной энергии и его резонанса, от ветра, от солнца, от молнии, от биоэнергии и отходов, от биогазов, давления и вибрации пешеходов, как в Японии, и много других способов», — указано в еще одном мнении.
Спикеры на слушаниях в условиях шума и гама пытались донести свои презентации. Среди них — заместитель директора Департамента атомной промышленности МЭ РК Гульмира Мурсалова и Тимур Жантикин — директор АО «Казахстанские атомные электростанции». Все они говорили про энергодефицит и убеждали собравшихся в экономической выгоде и безопасности такого строительства. А также про то, что проектный срок службы станции может продлиться до ста лет. Рассказывали о подготовке кадров, обслуживании станции и о бесперебойной энергии в течение 60 лет.
Эксперт по энергетике Асет Наурызбаев считает эти доводы неубедительными.
«Мы, наши родители, уже потеряли озеро Арал. Теперь мы сами своими руками можем уничтожить озеро Балхаш (берег которого – основная потенциальная площадка для строительства). Это для всего народа вопрос: готовы мы пойти на риск утраты озера?» — вопрошает Наурызбаев.
Активный противник строительства АЭС считает, что проблему энергодефицита можно решить без атомной станции. Она только увеличит нашу экономическую зависимость от страны, которая будет выбрана в качестве исполнителя в строительстве.
По поводу зависимости, не только Асет Наурызбаев, но и ряд других международных наблюдателей, подчеркивают, что уран предстоит перерабатывать и обогащать не в Казахстане. По их мнению, об этом намеренно умалчивают спикеры, которые ратуют за строительство атомной электростанции. Казахстан юридически не имеет права обогащать уран.
«Говорят, что Казахстан первый в мире производитель ядерного топлива. Это не так. Мы производим сырье для ядерного топлива. Но это сырье надо обогатить. Казахстан не обладает технологией ядерного обогащения и никогда не будет, потому что мы подписали договор о нераспространении ядерного оружия, который запрещает нам обогащать уран. Мы должны ходить либо в Россию, либо в США, в Европу или Китай», — сказал Наурызбаев.
Эксперты считают, что это не только обречет на дополнительную экономическую зависимость, но и не сделает уран дешевым топливом. А строительство АЭС приведет к удорожанию электроэнергии и повышению тарифов.
Разговоры о целесообразности и возможностях, считает Асет Наурызбаев, это инженерные задачи:
«Дайте инженеру задачу, он ее решит. Единственная разница, что в случае с атомной станцией цена этого решения будет 60 квт в час и 60 тг за киловатт. А на аукционах по возобновляемой энергетике в Казахстане в этом году на последнем аукционе дали цену меньше10 тг за киловатт в час. В шесть раз разница. Поэтому инженеры сделают вам как скажете – хотите за 60, вот вам за 60. Хотите за 10 — вот вам за10».
Астана с холодным рассудком
Между тем в Астане слушания прошли без эксцессов. Люди задавали спикерам вопросы и получали ответы.Генеральный директор РГП «Институт ядерной физики» Саябек Сахиев рассказал, что ИЯФ обладает уникальной инфраструктурой, включающей исследовательский реактор ВВР-К, критический стенд (реактор нулевой мощности) и комплекс из шести ускорителей заряженных частиц.
В 23 лабораториях Института проводятся фундаментальные и прикладные исследования в области ядерной и нейтронной физики, радиационной физики твердого тела, радиоэкологии и радиохимии. Институт также располагает тремя научно-техническими центрами, оснащенными современным аналитическим и испытательным оборудованием. Все центры созданы при поддержке Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Генеральный директор Национального ядерного центра Эрлан Батырбеков, отвечая на вопрос об актуальности атомной энергетики, рассказал, что сегодня в мире строится 59 АЭС.
«На самом деле, главный вклад в тариф на атомных станциях – это стоимость урана, который будет работать несколько лет, в отличие от угля, который определяет основную цену тарифа», ― сказал глава Национального ядерного центра РК.
Мнения разделились. Но все решит референдум, хотя и противники строительства не верят в его объективность. В конце концов, только мы, граждане, можем реально отдать свой голос в пользу строительства или против. А пока вы можете делиться своим мнением в комментариях.