Фото из личного архива А.Фифтибаева
Несколько лет назад по казахстанским киноэкранам прошла романтическая музыкальная мелодрама «Бойжеткен. Все из-за нее». Снятая в необычном для Казахстана жанре картина привлекла внимание и казахстанской аудитории, и зарубежных фестивалей. Сегодня ее режиссер Абдель Фифтибаев готов представить публике новые проекты, к реализации которых приходится идти через сложности. Творческими планами и трудностями Абдель поделился в интервью нашему изданию.
– В прошлом году ты анонсировал запуск проекта «Пацаны» по мотивам реальной истории молодежной криминальной группировки начала «нулевых». Какова его судьба?
– Мы снимали этот фильм фактически на свои деньги, и команда и актеры работали за идею. В идеале мы планировали ретро-драму из начала нулевых, но для полного погружения в эпоху нужно побольше бюджета. Поэтому мы постарались максимально погрузиться в атмосферу того времени, хотя чисто внешние атрибуты современности у нас в кадре присутствуют. Мы делали этот фильм командой, с которой мы сотрудничаем много лет. Планируем покатать «Пацанов» по фестивалям, а затем уже пустить и в прокат.
– Почему не удалось получить финансовую поддержку на этот фильм?
– Как вы помните, результаты питчинга ГЦПНК (Государственного центра поддержки национального кино) 2021 года были аннулированы, после чего были изменены правила подачи заявок на питчинг. Теперь нужно предоставить сведения о финансовой устойчивости продакшена. Если ты запрашиваешь на проект, к примеру, 1 миллион долларов, то полугодовой
оборот твоей компании должен составлять от 20 до 50% от запрашиваемой суммы. Далеко не все студии имеют такие показатели. Такими суммами владеют только мейджоры, которые и так не испытывают недостатка в заказах и финансах. Ты можешь и не представлять данные о финансовой устойчивости, но тогда ты можешь претендовать только на сумму максимум в 20 миллионов тенге, а это бюджет короткометражки. В лучшем случае сделаешь постпродакшн. Вот мы и запросили бюджет на монтажно-тонировочный период. Нам отказали. Но мы не расстроились и фактически сами досняли фильм и сделали постпродакшн.
– Как, на ваш взгляд, изменится ситуация в кино после перемены правил приема заявок в ГЦПНК?
– Ну смотрите: теперь, чтобы получить финансирование на любой проект, который стоит более 20 миллионов тенге, надо либо идти под крыло «Казахфильма», либо за спонсорством на какой-то, условно говоря, кирпичный завод. В общем, там, где обороты большие и у кого есть деньги поддерживать сторонние проекты. Это точно не способствует появлению новых идей и новых режиссеров. Конечно, мне обидно за «Пацанов». Ведь когда он поедет на фестивали за рубеж, он будет представлять Казахстан. Хотя государство ничего не сделало ни для производства, ни для продвижения этого фильма.
– Четыре года назад ты громко заявил о себе своим дебютным проектом «Бойжеткен. Все из-за нее». Ты доволен тем как прошел этот проект?
– В целом, да. Не сказать, что он собрал какую-то большую кассу. Понятно, что в приоритете у нашего зрителя совсем другие жанры. А музыкальная молодежная мелодрама – вообще крайне редкий стиль для нашего кино. Что меня радует, фильм «Бойжеткен» очень хорошо прошел по кинофестивалям во многих странах мира. В Ереване наш фильм стал лучшим фильмом стран СНГ, а на одном из кинофестивалей в США мы победили в номинации лучшая комедия, хотя наш фильм вообще не комедийный.
Что особенно приятно, его закупают для показов в самолетах. Кроме наших авиакомпаний, его закупали авиакомпании Турции, Польши, Китая.
– Как ты думаешь, насколько публика была готова к такому жанру: рок-мелодрама?
– Ну рок-музыка там больше фоном, основная тема в этом фильме – первая любовь. Это случалось с каждым. И это каждому знакомо.
– Наблюдая за тобой, можно увидеть, что ты не любишь работать по шаблонам и в традиционных для нашего кино форматах. Смог бы ты снять, к примеру, комедию?
– Для начала я бы прочитал сценарий и снял бы при условии, что мне бы позволили редактировать сценарий.
– А это вообще позволительно в нашем кино?
– Только именитым или хотя бы опытным режиссерам. И если у тебя есть опыт в написании сценария. Я бы точно не стал работать под диктовку продюсеров, когда он дает деньги и требует полного подчинения. У нас полно режиссеров, которые клепают под копирку похожие друг на друга комедии. Я не хочу пополнять их ряды. Если продюсер хочет склепать схематичную комедию, то ему лучше нанять их. Если ты не можешь отстоять свою идею, то какой ты режиссер? В конце концов, твое имя будет стоять в титрах – и все шишки посыпятся на тебя.
– Не кажется ли тебе, что многие режиссеры ограничены самоцензурой и боятся трогать многие темы. Например, религиозную.
– На самом деле, не такая уж это и запретная тема. Если посмотреть фильмы Акана Сатаева, там у него всегда найдется эпизод с участием муллы и с тем, как герой на минутку задумывается о вечном. Я думаю, что в ближайшее время тема ислама в кино будет затрагиваться гораздо чаще
С темой православия в кино и проще, и одновременно сложнее. Понятно, что, к примеру, на фильмы о православных святых государство едва ли будет выделять средства. Однако фильм, снятый на частные деньги, вполне может пойти в прокате, хотя и не очень широком. Потому как на тему мусульманских или православных святых сложно снять кассовый фильм для широкого зрителя.
– Какие, на твой взгляд, основные проблемы нашего кино?
– У нас принято ругать засилье комедий, но я не осуждаю ни режиссеров, ни продюсеров за это. Они все понимают, что это – способ заработка денег. Да, нашему народу нравится этот жанр. Но с идеями туго, сценариев нет. Поэтому идеи кочуют от режиссера к режиссеру. Поэтому извечная свадебно-тойская тема. Еще проблема в том, что у нас постоянно требуют снимать очень быстро, в короткие сроки. Причем не только снимать, но и писать сценарии. А из-за скорости всегда приходится экономить на качестве. Я «Бойжеткен» писал около двух лет, «Пацанов» тоже. Поэтому, когда мне предлагают быстро написать сценарий, а через месяц начать снимать, я всегда отказываюсь от таких предложений.
Вот даже нашумевшая картина «Время патриотов». Если убрать все технические навороты, которые действительно удивительны для нашего рынка, оказывается все то же самое. Банальные сюжетные ходы и плоские персонажи. У нас, к сожалению, существует четкое разграничение направлений. Либо массовое кино с одинаковыми простенькими комедиями, либо сугубо авторское кино с уклоном в чернуху.
Мне нравится работать на стыке жанров, тогда это было бы кино, понятное людям, при этом снятое не по шаблону, твоим собственным, авторским почерком.
Источник - esquire.kz