
Продолжаем цикл историй о казахстанских священниках, погибших за веру в годы репрессий и гонений. АПН рассказывает о мучениках талгарских, которые погибли за православную веру и смогли противостоять натиску красноармейцев.
Историю подвига священнослужителей нам рассказал иерей Иаков Климов, который служит в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в городе Талгаре Алматинской области.
Иерей Иаков Климов
Как рассказал священник, православная община уже существовала в середине 60-х годов XIX столетия.
Храм был воздвигнут только в начале ХХ века, примерно в 1908 году. Так как здание церкви было маленькое и она находилась совсем в другом месте, то по просьбе верующих, чтобы немного расширить пространство, маленький храм разобрали и в итоге отстроили новую церковь.
Колокольня осталась в прежнем, нетронутом виде. Сохранились даже деревянные перекрытия из тянь-шаньской голубой ели, такой же, какая использовалась при строительстве Вознесенского собора.
В то время этот храм являлся главным в казачьей Софийской станице (старое название Талгара). Храм просуществовал вплоть до 1920-1921 годов. После революции 1917 года, когда церкви, священнослужители и множество простых мирян подверглись гонениям, испытаниям, храм был частично разрушен.
– У Талгара есть святые небесные покровители – новомученики талгарские Иван Гранитов и Константин Зверев. Их подвиг написан кровью и является для каждого христианина примером крепкой веры. Когда в годы Гражданской войны пришли красные, здесь началась ожесточенная борьба, много людей погибли.
Священника Иоанна Гранитова долго мучили. По словам прихожан, священник Константин Зверев за него заступился, и его изрубили шашками, а останки выбросили возле реки. Отца Ионна и некоторых мирян расстреляли на кладбище. Сейчас старое кладбище не функционирует, но это святое место осталось в памяти, в сердцах людей. О трагедии напоминает установленный здесь поклонный крест.
В ночь с 11 на 12 февраля выездной экспедицией Жетысуйской областной ЧК в станице Софийской (Талгар) расстреляны настоятельСвято-Николаевской церкви протоиерей Иоанн Михайлович Гранитов, священник села Евгеньевки (Маловодное) Леонтий Андреевич Клименко.
Исполняющий обязанности диакона иерей Константин Иванович Зверев изрублен шашками при активном сопротивлении, заступился за настоятеля. Ранее расстрелян церковный староста Иосиф Беспалов.
Всего погибло в Талгаре около 150 человек, а по всему Семиречью – тысячи православных жертв богоборческой власти.
Новомученики Иоанн Гранитов и Константин Зверев в 2000 году были прославлены в лике святых.
В нашем храме находится писанная икона святых покровителей Талгара – Иоана и Константина.
Икона мучеников талгарских Иоана Гранитова и Константина Зверева
Многие православные талгарцы посещают храм, чтобы помолиться не только Николаю Чудотворцу, но и святым покровителям Талгара и всего Семиречья – нашим Иоанну и Константину талгарским, – рассказывает иерей Иаков Климов.
Мощи до сих пор не найдены
– Мощи, к сожалению, пока не найдены, но места расстрела мы увековечили крестом. Память об этом жива, и, я думаю, она будет жить.
На фото дом, в котором жил настоятель этого храма мученик Иоанн Гранитов, стоит напротив храма. Строение это старой казачьей постройки, возведенное из больших бревен, сейчас там живет семья, мы, к сожалению, не успели добиться того, чтобы дом Иоанна Гранитова сделать музеем.
– Семьи у них были?
– Доподлинно известно, что Иоанн Гранитов родился в России, в Рязанской области. Семьи такие обычно раскулачивали, а членов семьи либо отправляли в ссылку, либо оставляли выживать.
– Документы, фото сохранились?
– У нас сохранились данные об исполнении приговора 11 февраля 1921 года, также есть фотографии отца Иоанна Гранитова. День памяти – тоже 11 февраля. Мы в этот день служим Божественную литургию и молимся за всех невинно убиенных в годы гонений на талгарской земле.
Статьи, по которой расстреливали священников, обычно это укрывательство хлеба или контрреволюционные действия. Явного противостояния, что они действовали против советской власти, не было. Просто священник должен был по Евангелию как-то обличить, наставить, поэтому его обвиняли в контрреволюционных действиях. Он и его прихожане были, получается, преступниками в те времена.
В ночь на 11 февраля было расстреляно около ста человек, это были простые крестьяне, казаки, прихожане. Приговоры приводились в исполнение несколько дней подряд.
Общее место захоронения, где сейчас стоит поклонный крест, - оно действительно святое. Это место особой памяти. Мы служим там панихиды, молимся Богу об упокоении их души, каждую субботу, каждый родительский день.
Все, возможно, похоронены в общей братской могиле. Кого-то могли, конечно, перезахоронить, мы этого точно знать не можем, – заключил священник.
– Чего просят у новомучениках талгарских?
– Прежде всего, когда человек обращается к молитве, он обращается к Богу, чтобы Господь его помиловал. Человек обращается с просьбой, у каждого имеются какие-то, может, искушения, испытания, поэтому человек волен просить веры, надежды, любви. И, конечно же, он просит прощения грехов.
Для справки
Свято-Никольский храм – один из старейших православных храмов Семиречья. Его история началась, когда город был еще казачьей станицей, называемой Софийской. Построен он в 1900 году по проекту Андрея Павловича Зенькова. Никольский храм в Алматы – близнец талгарского. Он построен по тем же чертежам, но немного позже.
В 1930-е годы помещение талгарского храма использовали под овощной склад, был он и клубом, и детским кинотеатром, купола были сняты, церковная утварь уничтожена, правая сторона разобрана и перестроена под фойе клуба. Причем храм так разорили, что полностью восстановить иконостас не могут до сих пор. Еще здесь хотели построить спортивный комплекс с бассейном, но выяснилось, что здание деревянное, и от плана строительства бассейна отказались.
В подвальном помещении храма находятся воскресная школа и трапезная.
Биография священника Иоана Гранитова
Иоанн Михайлович Гранитов (1875 - 1920) – протоиерей, священномученик. Память 11 февраля (29 января по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских.
Родился 25 июня 1875 года.
13 июня 1897 года окончил Рязанскую духовную семинарию.
С 12 сентября 1897 года состоял учителем церковно-приходской школы села Крещенского-Баева Рязанского уезда.
30 июня 1899 года согласно резолюции Преосвященного Аркадия принят на службу в Туркестанскую епархию и определен священником села Высокого Чимкентского уезда.
6 августа 1899 года епископом Рязанским Мелетием рукоположен в сан диакона, а 8 августа того же года – в сан иерея. Приказом от 15 октября 1899 года по учебному ведомству Туркестанского края определен на должность учителя по Закону Божию приходских училищ.
31 декабря 1902 года Преосвященным Аркадием, епископом Туркестанским, награжден набедренником.
Резолюцией Преосвященного Паисия, епископа Туркестанского, от 28 мая 1903 года назначен благочинным. Эту должность исполнял до 17 июля 1904 года до нового деления благочиний. Был удостоен благодарственной грамоты от Преосвященного Паисия.
28 сентября 1905 года награжден бархатной фиолетовой скуфьей. 22 февраля 1908 года переведен в село Сазановка (ныне Ананьево) Пржевальского уезда.
19 марта 1909 года ко дню рождения Его Императорского Величества священник Иоанн Гранитов был награжден камилавкой.
14 марта 1912 года определением Священного Синода "за заслуги по духовному ведомству" ко дню рождения Его Императорского Величества священник Иоанн Гранитов был награжден наперсным крестом. В это время отец Иоанн служил настоятелем Николаевской церкви станицы Софийской (ныне город Талгар) Верненского уезда Семиреченской области.
2 октября 1916 года "за отличную службу и особые труды по обстоятельствам военного времени" указом императора отец Иоанн Гранитов был награжден орденом святой Анны III степени.
Обвинялся в "контрреволюционных выступлениях против советской власти за все время ее существования в Семиречье, в укрывании запасов хлеба".
При аресте вырвали бороду. Перед расстрелом пытали, выкололи глаза, цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток кричал находившимся в соседнем помещении христианам: "Не отрекайтесь от Бога!"
Расстрелян в станице Софийской в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года. Погребен в неизвестной могиле близ станицы Талгар.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Биография диакона Константина Зверева
Константин Иванович Зверев (1881 - 1920) – диакон, священномученик.
Память11 февраля (29 января по ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Казахстанских.
Родился 3 сентября 1881 года в семье священника Софийского собора города Верного. Окончил неполный курс Верненской классической гимназии и 3 класса Ташкентской учительской семинарии.
С 1 мая 1903 года служил псаломщиком в Успенской церкви села Пахомовка Пронского уезда Рязанской губернии.
3 октября 1905 года резолюцией Преосвященного Паисия назначен псаломщиком в Софийский собор города Верного.
7 октября того же года переведен в Никольскую церковь станицы Софийской (ныне город Талгар) Верненского уезда Семиреченской области.
19 февраля 1906 года Преосвященным Паисием рукоположен в сан диакона к той же церкви.
11 декабря 1920 года заступился за настоятеля Талгарской церкви протоиерея Иоанна Гранитова при его аресте, за что был изрублен шашками (четвертовали). Останки сложили в мешок и бросили в овраг около кладбища, где проводились расстрелы.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских и Казахстанских.
Фото: АПН и drevo-info.ru