Еще многое предстоит узнать. Историк изучает репрессии священников в Казахстане | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Еще многое предстоит узнать. Историк изучает репрессии священников в Казахстане

75
4 минуты
Еще многое предстоит узнать. Историк изучает репрессии священников в Казахстане

Юлия Шаповал – профессор кафедры религиоведения Евразийского Национального университета имени Л.Н. Гумилева. С 2020 года Юлия Васильевна входит в государственную комиссию по реабилитации жертв политических репрессий. Историк работает с архивными делами, так или иначе связанными с религией. Ученая рассказала АПН, как продвигается работа госкомиссии и почему многие уголовные дела 30-х годов XX века засекречены до сих пор.

Тяжело посчитать пострадавших

На сегодняшний день число верующих разных конфессий, пострадавших в Казахстане от политических репрессий, оценивается в 150 тысяч человек. По словам Шаповал, эта цифра приблизительная и охватывает только тех, на кого заводили уголовные дела. Между тем от каждого такого дела страдали и родственники репрессированного. Детей священников заставляли отречься от отцов, иначе они не могли поступить в вузы, получить продвижение по карьере. Известен случай, когда жена арестованного православного священника Константина Аксенова развелась с ним для того, чтобы их дети избежали такой судьбы.

У семьи изымали имущество, записанное на ее главу. Если единственный дом был записан на мужчину, его супруга и дети оказывались на улице.

Даже внукам не рассказывали про судьбу их деда. Правнук признанного святым священника Федора Маляровского узнал о нем из жития святых, а не от своих родных. До последнего все сведения скрывались, чтобы не нанести вред родственникам. Как кулаков судили и высылали сыновей священников. Являлись ли они фактически кулаками, использующими наемный труд, никто не разбирался, отмечает историк.

 Заключенные концлагеря. Фото: историк.рф

Из-за того, что священнослужителей приравняли к кулакам, их облагали неподъемными налогами. Им приходилось в прямом смысле отдавать последний самовар и голодать. При этом сельские священники не были богатыми, ведь жили вместе с бедными крестьянами. Те жертвовали им что могли, и далеко не всегда это были деньги. Еще священнослужителям запрещалось покидать пределы своего населенного пункта. Словом, их базовые конституционные права на свободу передвижения, свободу вероисповедания нарушались.

До сих пор много белых пятен

Госкомиссия по реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане начала свою работу с 2020 года. Какой процент дел, связанных с верующими, за это время открыт и изучен, Юлия Шаповал затруднилась ответить. Ясно одно: он ничтожно мал по сравнению с тем объемом информации, что еще предстоит изучить.

По этой причине жизнеописания казахстанских новомучеников – верующих и священников, репрессированных в Казахстане, полны неточностей.

«В основном [для жизнеописания] собирают показания свидетелей, родственников. Кто-то что-то помнит, кто-то не помнит. Чтобы воссоздать полную картину, с датами, необходим допуск к архивным делам. Его дают только для родственников, и даже им не все можно копировать», – рассказала Юлия Шаповал.

Несмотря на то, что со времен репрессий прошло уже почти сто лет, далеко не все уголовные дела рассекречены. На это есть несколько причин, и одна из них – в делах упоминаются личные данные агентов КГБ. Их родственники живут в Казахстане, поэтому вопрос с раскрытием информации продолжает быть очень чувствительным.

Эту тему обычно не принято обсуждать, но не все верующие и священнослужители в годы репрессий остались верны своим принципам. Некоторые выступали осведомителями или писали ложные доносы. Их судьба складывалась по-разному. Кого-то арестовывали и тоже отправляли по этапу, но были и те, кто благополучно дожил до старости.

Ссыльные всех религий

Работа госкомиссии на некоторое время приостанавливалась, но сейчас снова возобновлена. Сложность для ученых заключается еще в том, что в Казахстане репрессировали представителей самых разных религий.

 Храмы и мечети закрывали. Фото: prophotos.ru

Если говорить о мусульманах, то в Казахстане можно выделить региональные особенности несмотря на то, что директивы по арестам и расстрелам были схожими по всему СССР. В республике имело место насильственное оседание во время коллективизации. Некоторые группы, например, муриды, откочевывали в страны Средней Азии, Афганистан, Иран.

Сегодня рассекречены директивы Восточного отдела ГПУ. Как раз в них отмечается, что ислам имеет свои особенности на каждой из территорий Советского Союза. Для партийных деятелей, например, было проблемой проводить антирелигиозную работу на казахском языке. Но в дни праздников устраивали антиРамазан, антиКурбан-айт. Любопытно, что отдельным пунктом в этих документах стояла работа с женщинами восточных народностей.

Из-за того, что в Казахстане было много ссыльных, здесь было представлено и много христианских течений: баптисты, протестанты, католики, православные. К сожалению, далеко не все из них реабилитированы до сих пор. В республику ссылали и представителей так называемой катакомбной или истинно православной церкви – течения, которое категорично отказывалось от любых компромиссов с советской властью. В Алматы собирались на службы многие последователи этого направления. Эти страницы истории еще ждут дополнительного исследования.

Фото: архивная фотография Вознесенского собора Алматы.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...