
Триста мучеников грузинских, известных как Лазские, Папатские или Дудикватские, — это святые Грузинской Православной Церкви, пострадавшие за веру во второй половине XVII века в исторической провинции Чанети (Лазети, Лазистан), на территории современных турецких илов Артвин, Ризе и Трабзон.
Их подвиг, связанный с отказом принять ислам под давлением властей Османской империи, запечатлен в преданиях, топонимике и церковной памяти. День их поминовения — 12 мая.
В XVII веке Чанети, этнически грузинская территория, находилась под властью Османской империи. Лазы, одна из грузинских народностей, исповедовали православие, но сталкивались с систематическим давлением османских властей, стремившихся исламизировать регион. Отказ от христианской веры означал не только религиозное отступничество, но и утрату культурной идентичности. В условиях жестоких гонений многие лазы сохраняли верность православию, несмотря на угрозу смерти.
Прямых документальных свидетельств о мученичестве 300 святых не сохранилось, но их история передана через устные предания, записанные в XIX–XX веках. Грузинский историк XVIII века и местные источники, такие как рассказы лаза-мусульманина Х. Ходжи, зафиксированные историком З. Чичинадзе, подтверждают массовые казни христиан, отказавшихся принять ислам.
Подвиг трехсот мучеников
Согласно преданиям, в середине или второй половине XVII века османские власти организовали репрессии против христиан Чанети. Лазы, включая мирян, священников и монахов близлежащего монастыря, были поставлены перед выбором: принять ислам или умереть. Триста человек, вдохновленные верой, отказались отречься от Христа. Их казнь была жестокой: мучеников обезглавили, тела сбросили в море, а головы насадили на колья и выставили в селах для устрашения других христиан.
Гора Дудиквати, вероятно, стала местом массовой казни мирян, а Папати — местом гибели священнослужителей и монахов. Предание гласит, что мученики приняли смерть с молитвой, укрепляя друг друга в вере. Их стойкость стала символом сопротивления ассимиляции и сохранения православной идентичности лазов.
Названия гор Дудиквати и Папати, расположенных близ села Эсенкыйы (Абуисла), служат ключевым свидетельством трагедии. Лазское слово «Дудиквати» переводится как «отсечение головы», что соответствует описанию казни. «Папати» указывает на гибель духовенства, так как «папа» на лазском означает священника или монаха. Эти топонимы, сохранившиеся до XX века, подтверждают локализацию событий и их значение для местной христианской общины.
Предания, записанные З. Чичинадзе, подчеркивают массовый характер казни и ее устрашающий эффект. Османские власти использовали публичные казни как инструмент подавления христианства, но подвиг мучеников, напротив, укрепил веру выживших и стал частью духовного наследия Грузии.
Церковное почитание
Грузинская Православная Церковь чтит 300 мучеников 29 апреля. Их подвиг включен в православный календарь как пример верности Христу в условиях гонений. Хотя письменных житий сохранилось мало, их история передается через церковные предания и богослужения. Священный Синод Грузинской Церкви в XX веке подтвердил их канонизацию, признав мучеников частью сонма святых, пострадавших за веру.
Почитаются грузинские мученики и в русской традиции: 23 декабря 2003 года их память была внесена в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Лазские мученики — не единственные святые, пострадавшие в Чанети. В регионе также почитаются другие подвижники святой Авив, епископ Некресский (VI век), и Антоний Марткопский, основатель монастыря в Грузии.
Подвиг 300 мучеников остается важной частью грузинской духовной и культурной идентичности. Их стойкость символизирует борьбу за веру и национальное самосознание в условиях внешнего давления. В современной Грузии, где православие играет ключевую роль (74% граждан считают его важным элементом идентичности, согласно опросу 2012 года), история Лазских мучеников вдохновляет верующих на сохранение традиций.
Обложка: Lidia Ilona. SAMEBA