Третья неделя поста – Крестопоклонная: что она знаменует | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Третья неделя поста – Крестопоклонная: что она знаменует

1220
4 минуты
Третья неделя поста – Крестопоклонная: что она знаменует

Началась третья седмица Великого поста. О ее значении и духовных составляющих — в нашем материале.

Великий пост у православных начался за семь недель до Пасхи. Он состоит из Четыредесятницы, сорока дней, и Страстной седмицы, недели перед самой Пасхой.

Каждая неделя Великого поста несет определенный духовный смысл. Третья неделя (по-церковному – седмица) завершается воскресеньем, которое в православной традиции называется – «крестопоклонная неделя». Сразу за ним, вся следующая неделя(седмица) называется крестопоклонной. Она посвящена поклонению Кресту. Праздник, установленный в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Это напоминание о том, что именно Крест является главным орудием нашего спасения — символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.


Образ креста говорит нам о том, что вся наша жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой и ведет пост.

В субботу на этой неделе, 6 апреля, отмечается вторая великопостная Родительская суббота – особый день поминовения усопших.


Во время Всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами Крест, и люди поклоняются ему. Лейтмотив службы — Крест как древо спасения и как райское древо жизни. На Литургии вместо Трисвятого поется гимн «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...».

Также 7 апреля православная церковь отмечает великий праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил ей о грядущем рождении Иисуса Христа – Сына Божьего. В 2024 году торжество приходится на воскресенье.

Из книги протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост»:

«Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви и остается там всю неделю; после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.



Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче.

Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «...Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам. Это и объяснено нам в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:

«...В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь. (…)

Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся...».

Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...