Совместимы ли юмор и вера? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Совместимы ли юмор и вера?

1146
10 минут
Совместимы ли юмор и вера?

День смеха, День дураков — праздник, отмечаемый 1 апреля во многих странах. Часто верующие задаются вопросом: а уместно ли смеяться христианину?

Сколько себя помню, 1 апреля считался днем розыгрышей. Смотришь в календарь и ждешь подвоха уже с утра. В детстве я и не знала, что этот праздник – международный. Оказывается, традиционно во многих странах, таких как Новая Зеландия, Ирландия, Великобритания, Австралия и Южная Африка, розыгрыши устраиваются только до полудня, а тех, кто шутит после этого времени, называют «апрельскими дураками».

Первое прямое упоминание праздника датируется 1686 годом, когда английский писатель Джон Обри упомянул Fools Holiday (рус. Праздник Дураков). Спустя десять лет несколько лондонцев пытались разыграть людей, зазывая на «мойку львов» в Тауэре.

Относительно происхождения весьма распространенного почти во всей Европе обычая обманывать 1 апреля своих знакомых, посылая их в разные стороны под различными предлогами (фр. poisson d' avril, англ. april-fool, нем. Aprilnarr, шотл. gowk), существуют различные мнения. До сих пор его обыкновенно объясняли воспроизведением судьбы Спасителя, присылаемого от Анны к Каиафе, от Пилата к Ироду. Это объяснение основывалось на том факте, что в Средние века во время праздника Пасхи, часто бывающего в апреле, эта сцена входила в состав религиозных представлений (мистерий).

Другие видели в этом только намек на изменчивость апрельской погоды. В древней Германии этот обычай был неизвестен и занесен туда, как предполагается, из Франции в последние столетия. Хотя происхождение его и там еще не выяснено, но есть основание предполагать, что это отголосок языческого, может быть, древнекельтского, праздника, отмечавшегося в связи с началом весны.

Многие европейские страны связывают возникновение Дня смеха со своими культурами. Все дело в том, что в Западной Европе в Средние века Новый год завершали праздновать к 1 апреля.

9 августа 1564 года король Франции Карл IX Руссильонским эдиктом установил начало года на 1 января. Ну а тех, кто по привычке продолжал праздновать Новый Год весной и преподносили в этот день друг другу подарки, в марте-апреле называли «апрельскими дураками».

В Англии считается, что потеряешь удачу, если разыграешь кого-то после полудня, шутки и розыгрыши приняты только в первой половине дня.

В 1444 г. в петиции, подготовленной в защиту Праздника Дурака для парижского факультета теологии, говорилось:

«Подобная разрядка необходима, поскольку безумие, составляющее наше второе я, и, судя по всему, извечно присущее человеку, благодаря этому может прорываться наружу… Бочки с вином взрываются, если время от времени не вынимать затычку. А мы, люди, — плохо сколоченные бочки, которые вино мудрости разорвало бы, если бы оставалось в постоянном брожении под воздействием набожности и страха перед Господом. Поэтому в определённые дни мы позволяем себе безумства, чтобы потом с ещё большим усердием вернуться к служению Господу».

 «Пётр 1 на строительстве Санкт-Петербурга» Георгия Песиса. Петр 1 в Петербурге картина. Петр первый на верфи в Петербурге

Юмор от Петра

Первый массовый первоапрельский розыгрыш состоялся в Москве в 1703 году. Глашатаи ходили по улицам и приглашали всех прийти на «неслыханное представление», устраиваемое немецкой театральной труппой. От зрителей отбоя не было. А когда в назначенный час распахнулся занавес, все увидели на подмостках полотнище с надписью: «Первый апрель — никому не верь!» (по сообщению историка Голикова И. И. — «Апреля первое число, а тем все дело кончено, и завеса опущена»). Шахнович приводит сведения о близкой по содержанию мистификации в 1700 году.

В произведениях многих писателей и поэтов с конца XVIII века появлялись строчки про первоапрельские розыгрыши. Еще в 1774 году Екатерина II в одной из любовных записок Г. А. Потемкину писала:

«Ныне вить не апрель первое число, что прислать бумагу и в ней написать ничего. Знатно сие есть следствие Вашего сновидения, чтоб лишней ласкою не избаловать. Но как я лукавству худо выучилась, то статься может, что иногда и я не догадываюсь, что безмолствие значит».

Пушкин писал в письме А. А. Дельвигу (октябрь — ноябрь 1825 года):

Брови царь нахмуря,
Говорил: «Вчера
повалила буря
Памятник Петра».
Тот перепугался:
«Я не знал!.. Ужель?» -
Царь расхохотался:
«Первый, брат, апрель!»

А. Н. Апухтин в своем стихотворении «Первое апреля» (1857 год) писал:

Денек веселый! С давних пор
Обычай есть патриархальный
У нас: и лгать, и всякий вздор
Сегодня всем пороть нахально.
Хоть ложь-то, впрочем, привилась
Так хорошо к нам в самом деле,
Что каждый день в году у нас
Отчасти — первое апреля.

Собственно День смеха стали отмечать в России в период правления Петра I. В юности царь много времени проводил в Немецкой слободе — районе Москвы, где жили европейцы. Скорее всего, именно там Петр Алексеевич узнал о традиции разыгрывать друг друга на 1 апреля.

Стараясь укоренить в России новую идеологию, государь принял целый комплекс культурных нововведений, который вошел в историю как «реформа веселья». В начале 1690-х годов Петр основал своего рода «орден» — «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор». В этой организации приближенные царя назначались на должности, пародировавшие государственное и церковное устройство Московии, а также иерархию католической церкви: всешутейший и всепьянейший князь-папа, князь-кесарь, архиигуменья, ключари, лампадники, дьяконы и другие.

В 1846 году вышел комический альманах «Первое апреля». Авторами выступили Федор Достоевский, Николай Некрасов и Дмитрий Григорович. Во вступлении к сборнику говорилось:

«Разве вам не ведомо... что у честных людей искони еще ведется обыкновение обманывать и надувать друг друга в первое апреля? Уж знать такой месяц надувательный в году пришелся, и пенять не на кого.

Кроме этого, сами видите вы, что вся просвещенная Европа пользуется таким обыкновением, и почему же нам не следовать ее примеру? Впрочем, кажется, и за нами дело не стало; посмотрите-ка вы в 1-е Апреля…

— Чем волнуется душа всех и каждого?.. а?.. чем она волнуется?..

Обманом, одним только обманом, а в Петербурге-то, в Петербурге — просто любо смотреть…»

В советское время традиция первоапрельских розыгрышей сохранялась. О шутках 1920-х — начала 1930-х годов можно судить по эпизоду романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок»:

«Что же касается сослуживцев, то это были люди серьезные и шутили только раз в году — первого апреля. Да и в этот день веселых забав и радостных мистификаций они оперировали только одной печальной шуткой: печатали на машинке фальшивый приказ об увольнении Кукушкинда и клали ему на стол. И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что очень всех потешало».


Верующие смеются?

Мусульманская вера хорошо относится к юмору, но плохо – к обману.

Один шейх сказал: «Веселиться с помощью слов или анекдотов, которые являются правдивыми, нет в этом проблем, особенно если не делать это часто. Пророк иногда шутил, но при этом не говорил ничего, кроме правды. Что же касается шуток с помощью лжи, то это не дозволено, потому что Пророк сказал: «Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжет, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!».

Поэтому тот, кто шутит, пусть не говорит ничего, кроме правды, и не пытается своей шуткой, даже если она правдивая, опорочить или унизить мусульманина! А посланник Аллаха говорил: «Поистине, я шучу, но я не говорю ничего, кроме истины».

Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии Русской Православной Церкви считает, в своей статье «Чувство юмора и Православие», говорит о том, что чувство юмора — это истинно христианская добродетель: «Человек, обладающий настоящим чувством юмора, имеет ряд черт, которые в христианской аскетике расцениваются как добродетели».

Православного священника Филиппа Парфенова спросили:

- Как относится Церковь к юмору? Если кто-то подшучивает над другим в шуточной форме, не хотя обидеть. И от чего возникает такое чувство смеха, не от темных ли сил?

На страницах издания «Правмир» он ответил:

- Церковь в целом никак не относится, а вот люди внутри церкви разные и могут, соответственно, относиться тоже по-разному. Мон отношение положительное, и я считаю, что в нашей церковной среде как раз не хватает часто чувства юмора. 

Далее священник рассказывает:

- Как-то мне довелось отвечать на такой вопрос: обладает ли Бог чувством юмора? Мой ответ был такой: во всяком случае, Христос по человечеству чувством юмора обладал.

Вот, например, интересный текст, из воспоминаний психолога Владимира Леви об отце Александре Мене («Я ведь только инструмент»). Диалог начинает о. Александр:

— Когда-то хотел я пуститься в такое исследование: юмор Христа.

— Да?.. Но в церкви…

— Из церкви юмор изгоняет не Он. Абсолют юмора — это Бог. В божественном юморе, в отличие от человеческого, отсутствует пошлость.

— А в сатанинском?

— У сатаны как раз юмора нет. Но и серьезности тоже. Сатана абсолют пошлости. Дьявол начинается там, где кончается творчество.

Есть довольно широко распространенное мнение, что юмор вообще чужд христианству, что в Евангелиях мы видим Христа отнюдь не смеющегося, а все больше скорбного и обличающего. Особенно любят приводить фразу «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25). Но обычно эту фразу воспринимают в отрыве от контекста и той целевой группы людей, к которым она обращалась. Да и смеяться ведь можно по-разному.

На самом же деле Христос, обличая фарисеев как наиболее религиозных и благочестивых своих современников, нередко прибегал к прямой иронии, обращая внимание на их стилизованную скорбь, например.

В частности, когда речь шла о посте:

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе…» (Мф. 6, 16-18).

Если здесь не усматривать и не чувствовать легкую иронию и юмор, с какими были произнесены эти слова, то что же?..

А вот известное высказывание Иисуса о богатых:

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24).

Гиперболическая фраза, буквально режущая слушателей своей остротой и намеренно доводящая сравнение до абсурда, разве не отдает явной иронией?

Но почему все-таки многие верующие православные сейчас убеждены, что юмор и ирония несовместимы с верой? По чистому недоразумению. Дело в том, что часто смех и ирония у многих людей ассоциируется с насмешками, унижающими человеческое достоинство, с язвительностью. Но тогда это действительно грех против ближнего, и тут они правы.

Однако ведь есть и другой вид смеха – ироничный, но беззлобный, обличающий, но не унижающий. Именно такой смех и присутствует в речах Христа, пусть даже внешне Он и не смеялся. И христианам стоит учиться именно такой легкой иронии. Такому юмору, который помогает нести свой крест по жизни вслед за Христом и придает легкость следованию за Ним! Тогда воистину «иго Его будет благим, а бремя Его легким» (Мф. 11, 30).

  • Комментарии
Загрузка комментариев...