Навечерие Рождества Христова, или Сочельник – очень светлый день, его считают высшей ступенью на пути к великому празднику, в котором мы славим рождение Христа. Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво, от которого произошло название дня.
Сочельник – день строго поста. Сочиво, которое готовят в этот день – постное блюдо из пшеницы, или других зерен, с мёдом, это блюдо и дало название дню – «сочельник». Обычай есть это блюдо накануне Рождества родилась в память о Данииле и трех отроках, которые, согласно Евангелию, «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы».
Сочельник бывает дважды в году в канун Рождества и в канун Крещения. Связанно это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз, после вечерни, когда на середину Храма будет вынесена зажжённая свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды связан с этой горящей звездой – свечой.
Фото: АПН
Раньше это богослужение совершалось днем, накануне Рождества. Сейчас вечерний сочельник служится как правило утром, вместе с литургией. Правда у этого обычая есть другое объяснение – зимой рано темнеет, и трапеза предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав и сегодня стараются придерживаться этой традиции. Те же, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.
Традиции дня
К ужину верующие приступают только ночью – с восходом первой звезды. До этого момента соблюдается строгий пост. Поздним вечером за столом собиралась вся семья – начиналась «вечеря». На Руси, по обычаю, застолье проходило в родительском доме. Для Сочельника готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном.
Фото: Pexels
На столе было по традиции 12 блюд. Но не обязательно готовить столько много блюд. Рождественские калачи, соленья – квашенная капуста, огурцы, компот, считали самостоятельным блюдом. Пироги, пирожки, рождественский гусь и сладости – выбор блюд в целом может быть разным. Интересно, что в старину на столе должна была присутствовать солома — в память о вертепе и яслях. В старину было принято стелить белоснежную скатерть, но со временем стали накрывать стол любой праздничной скатертью.
Было принято украшать и деревья в садах, обвязывать стволы соломой. Считалось, что благодаря этому они будут лучше расти. Сегодня все это больше относится к народным традициям.
Но самое главное для христианина – это предпраздничные и праздничные службы в храмах.
В этот день совершается особая служба – читаются часы Навечерия Рождества, «Царские часы» и совершается Литургия святителя Василия Великого. В конце Литургии поется тропарь и кондак праздника Рождества Христова и в центр храма выносится свеча, символизирующая рождественскую звезду.
Фото: АПН
В ночь на 7 января совершается богослужение самого праздника Рождества. По традиции рождественская служба совершается в ночное время, она достаточно продолжительная и соединяет несколько отдельных последований: Всенощного бдения, которое состоит в свою очередь из Великого повечерия, литии и Утрени, и главной завершающей части — Литургии.
В покаянных текстах повечерия читаются покаянные мотивы, что означает, что причина воплощения Сына Божия была не только радостной — Господь пришёл в мир ради преодоления греха и спасения человека.
Но повечерие уже содержит и праздничные мотивы — в его чин включается пение тропаря и кондака Рождества. Лития в конце повечерия с освящением хлебов содержит сугубые прошения о даровании Божией милости в случающихся бедствиях.
Особенно глубоко на рождественской службе звучит начало утрени — чтение Шестопсалмия, когда в храме выключают свет и тушат свечи ради внимательного слушания шести покаянных псалмов.
На божественной Литургии поются особенные, праздничные антифоны, читается зачало (фрагмент) Евангелия с описанием события Рождества Христова и совершается главное таинство — Евхаристия.
По обычаю после службы совершают небольшую праздничную трапезу — разговление.
Православные христиане обычно запоминают наизусть главное песнопение праздника — тропарь Рождества Христова, в котором раскрывается внутренний смысл события. Тропарь поется на 4-й глас.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звёздам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока,
Господи, слава Тебе!
Фото: АПН
Гадать – не по-христиански
Бытует поверите, что в ночь под Рождество, а потом и на святках, вплоть до праздника Крещение, можно гадать, якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. И к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения. Люди желали верить в чудо, особенно в рождественские дни, пытаясь заглянуть за реальную грань бытия, чтобы узнать важное о своей жизни.
Священники говорят, что христиане не зря выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Из проповедей мы узнаем, что вера предполагает полную свободу в духовной жизни, а гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются проникнуть в духовный мир, чтобы узнать нужную информацию, сделав ее предметом знания, а не веры.
С точки зрения психологии, гадания тоже не приемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, или в кофейной гуще, на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему предписано, и, таким образом, он лишается свободы действий и возможности маневрировать. Человек как будто лишается ответственности за свои действия, ведь он следовал указаниям. Однако это иллюзия, считают духовные наставники, отвечать все равно придется. И если действия окажутся ошибочными, то, тем более, отвечать придется по всей строгости.
Все это может вылиться в серьезную проблему. Потому церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, узнаём мы из проповедей, что он родился не в римском императорском дворце, ни в палатах царя Ирода, он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус тот самый божий сын, которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора. Поверить в Рождество или нет.
Об этом говорит и Виктория Левина, психолог Вознесенского кафедрального собора:
«Человек живущий с Богом, по меньшей мере соотносит свою жизнь с какими-то магическими знаками и суевериями. И ко всему, что ниспослано в качестве каких-то ситуаций жизненных, конфликтов, катаклизмов, мы относимся как к промыслу божьему о нашей жизни», – считает она.