1 ноября по народному календарю - Иванов день, а, значит, проводы осени. Раньше люди отмечали Иванов день, провожая осень и встречая зиму, как в трогательном стихотворении: «Мы убрали в ноябре все сухие листья. Стало тихо на дворе, празднично и чисто». По церковному же календарю 1 ноября Православная церковь чтит мученика Садока, епископа Персидского, который считается покровителем умерших без покаяния.
Нескольким поколениям читателей известна сказка про новгородского купца Садко. Он побывал в царстве у морского царя. Но мало кто знает, что этот герой народного эпоса назван был персидским именем, несколько видоизменённым сначала на греческий, а потом на славянский лад. А причиной тому то обстоятельство, что в православных святцах имеется святой – священномученик Садок, который был предстоятелем Ассирийской (Сиро - Персидской) Церкви Востока. Святой пострадал в годы «Великого гонения» на христиан в империи Сасанидов. Расправу чинил персидский шах Шапур II. И это ещё одна духовная нить, что связывает Древнюю Русь и Восток.
Кем же был мученик Садок? В одном из источников, базирующемся на сообщении «Хроники Сиирта», можно прочесть у ассирийского летописца XII века: «Садок - Шахдост (персидское имя, которое означает «царёв друг»), уроженец Бет-Гармай (или по другой версии Суз), архидиакон патриарха Шиммуна Бар Саббаэ».
После смерти Шиммуна церковь оставалась без главы. Это были времена правления Шапура II, который вступил на шахский престол в 309 году и стяжал себе славу самого жесточайшего гонителя христиан. Садока-Шахдоста, вверившего свою жизнь Христу, посвятили в патриархи в тайне. Шахдост был честным и искренним человеком. По преданию, «когда жребий с его именем отцы вытащили из лота, он не пытался отказаться от служения, хотя и боялся смерти, и был рукоположен в доме одного из верующих».
Им было назначено множество митрополитов и епископов. Они ободряли верующих противостоять вероломству Шапура. Через два года правитель Шапур выпустил указ, Шахдост был арестован. И привиделся ему сон, в котором Шиммун Бар Саббаэ стоя на вершине лестницы и говорил: «Шахдост, поднимайся ко мне, как я это сделал ранее». Шахдост поведал о своем сне верующим, те принялись горевать о нём.
И через три дня после этого сна Шахдоста арестовали, а вместе с ним и 128 священников, диаконов, монахов и монахинь. Арестованных заточили на пять месяцев в темнице, где жестоко пытали, принуждая их принять магизм. Но люди с твердостью и мужеством отказывались это сделать. И были убиты 120 из 128 арестованных - все мужчины. А Шахдоста и монахинь отправили к Шапуру в аль-Мадаин.
Шах предложил Шахдосту принять посвящение в маги, и обещал, что не оставит христиан живыми, если он не согласится. Шахдост ответил: «До тех пор, пока в море есть вода, до тех пор есть и будут христиане». Шах Шапур впал в ярость и распорядился казнить Шахдоста, а также его сподвижников, которых держали в заточении 5 месяцев. Случилось это после управления Шахдостом Церковью в течение двух лет и пяти месяцев.
Таким образом, для православного мира Садок-Шахдост и его сподвижники-мученики являют собой пример твердости веры и мужества. И он является покровителем умерших без покаяния, так как и сам ушел в иной мир, не имея возможности покаяться.
Простит ли Всевышний человека, который ушел из жизни и не успел покаяться? На этот вопрос ответил настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коктал иеромонах Аверкий (Белов):
«Люди, умершие по какой-то причине без покаяния, могут оставаться навечно связанными с тяжкими грехами, а также с ними остаются и последствия их неправедных дел, поступков. Мучения и страдания могут быть долговременными или даже вечными, и это зависит от того, какова была глубина и серьезность содеянного. Но, даже если человек не покаялся при жизни, есть возможность для спасения после смерти. Его будут спасать молитвы близких за умерших. Также будет правильно исполнять добрые дела от имени умерших, творить святые таинства и богослужения. И, главным образом, милосердие Божие может обладать благотворным воздействием. И таким образом будет изменена судьба умершего.
Лишенные покаяния могут стать объектом молитвенного внимания и помощи со стороны верующих. Если они будут стремиться помогать им достичь искупления и освобождения от греховных пут. Но известно, что «все суды у Бога» - милосердие Божье распространится даже на тех, кто не сумел добиться исправления в жизни. Это даст им шанс обрести покаяние и спасение. Помимо прочего, есть по ту сторону жизни заступник у не покаявшихся на Земле - мученик Садок, епископа Персидский, покровитель умерших без покаяния – чью память мы чтим 1 ноября», - заключил иеромонах.