
1 февраля Русская Православная Церковь отмечает 15-летие интронизации святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Интронизация - торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Период в полтора десятилетия стал для жизни Церкви и моментом исторического поворота. Как и для всего постсоветского пространства – мы живем в эпоху, когда совершаются кардинальные изменения в мире, претерпевает трансформацию и сознание людей.
Патриарх Кирилл является потомственным священнослужителем. Священническая династия восходит к деду Кирилла - Василию Степановичу. Он в самый разгар антицерковных гонений по доносу обновленцев оказался в Соловках. Отца Михаила Васильевича в 1934 году арестовали за службу в церкви и пение на клиросе. Однако патриарх Кирилл, внук и сын репрессированных, никогда не позиционировал себя диссидентом. И он изначально определил себе цель – отнюдь не конфликтовать с государством, а укреплять самостоятельность Церкви, ограждать ее от внешних вмешательств – от кого бы то ни было. В этой деятельности патриарх Кирилл явственно следует вслед за патриархом Тихоном и патриархом Сергием.
За 15 лет с момента интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла многое было сделано и во внутрицерковной жизни – открытие новых синодальных отделов и комиссий, новых епархий и митрополичьих округов и так далее.
Важнейшим же можно считать то, что за эти 15 лет был определен общий путь развития Церкви в постсоветскую эпоху. И, в первую очередь, это - социализация Церкви. Восстановлена ее историческая роль в обществе, и, во-вторых, удалось добиться дальнейшей внутренней интеграции - были преодолены внутрицерковные расколы.
Движение подобных процессов идет довольно стремительно, это заметно по закрепившимся за эти пятнадцать лет в публичном пространстве понятиям и тезисам. В первую очередь, такие понятия, как «традиционные ценности», «ценностный суверенитет» и другие. Это также тезис, касающийся приоритета духовного над материальным. Кроме того, один из важнейших Патриарших тезисов - о семье как основе общества. Здесь важно понимание того, что общество в своей основе состоит из семей, а не из отдельных индивидуумов и «малых групп».
Изменения публичного дискурса происходят благодаря стараниям патриарха Кирилла. Но такая закономерность давно сложилась в обществе. Именно от патриархов - будь то Гермоген, Филарет, Никон, Тихон или Сергий – всегда зависело, по каким историческим стезям следует Церковь и каким примером она служит в обществе.
Патриарх Кирилл в своих выступлениях акцентирует внимание на том, что современный мир – это арена борьбы за антропологию. Идет настоящая схватка за то, каким должен быть современный человек: станет ли он подобен Богу, уподобится ли зверю или же – воплотится в «искусственный интеллект»?
И здесь надо отметить закономерность. Некогда секулярное - свободное от церковного влияния - сознание сформировало доктрину гуманизма. Сегодня же оно сместилось в сторону трансгуманизма, который обещает, что в недалеком будущем будут созданы сверхчеловеческие существа - high hume (по аналогии с high tech).
Важно помнить, что религия никогда не приходила к согласию со старым, классическим гуманизмом, так как религия понимает, что человеку уготована неполнота, если он отделен от Господа. Но трансгуманизм - это уже следующая стадия падения в ту же пропасть. И на современном историческом этапе именно Церковь, стараниями ее патриарха, возвышает голос в защиту человека, такого, каким он создал Господь, пусть даже временно человек и отдалился от Бога.
Нынешняя Церковь стремится защищать человека - не только от безбожия, но и от расчеловечивания (между тем второе, несомненно, является следствием первого). Современная Церковь отмечает, что проект транс-человека, сверхчеловека – является богоборческим и отрицает божественный замысел о человеке, одновременно стремится контролировать сознание людей, в которое Господь вложил свободу выбора.
Церковь бьет тревогу: в своем истоке идея сверхчеловека имеет ницшеанские и нацистские корни. Эту идею пытались претворить в жизнь еще в Третьем рейхе - средствами евгеники. Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Бесы» приводит литературное и психологическое описание сверхчеловека - «человекобога» - Алексея Кириллова. Персонаж Достоевского - адепт религии смерти, ему в финале суждено свести счеты с жизнью. Изначально же идея сверхчеловека зиждется на учениях гностиков - с их разделением людей на «пневматиков» и непосвященных. И это разделение противно христианству, в канонах которого Бог умер и воскрес за всех, заповеди Господа адресованы всем в равной мере. Каждый достоин и откровения, и спасения.
Патриарх Кирилл неустанно выступает против идеи нового сверхчеловека. Он неуклонно разоблачает весь диапазон идей трансгуманизма. В том числе особенно активно он противодействует пересмотру понятия «семья». Патриарх Кирилл категорически против узаконивания однополых союзов и продвижения теорий, насаждающих множество «гендеров». Глава Православной Церкви проповедует любовь к человеку изначальному, богосотворенному.
Если оценивать период патриаршего служения, выйдя за рамки чисто церковной проблематики, то приходится признать, что именно в это напряженное время ценности секулярного модерна и постмодерна не выдерживают исторической проверки. Мир с каждым днем теряет стабильность и предсказуемость, становится все более опасным. И это тоже является испытанием для Церкви и ее последователей.
Но и пришедший на смену глобальному коммунизму глобальный либерализм бесповоротно уйдет с исторической сцены. В новейшей социокультурной ситуации уже происходит переоценка понятий «современности», «религиозности», «секулярности», «традиции», «гуманизма», «свободы», «справедливости», «гражданского общества». Эпоха общепланетарных «стандартов» и «правил», включая единые критерии секулярности, уходит в прошлое.
В подобных условиях миссия Церкви заключается в том, чтобы неустанно просвещать с помощью Слова Господнего секулярный социум, не жертвуя своими принципами ему в угоду. Это и есть путь святейшего патриарха Кирилла - путь верности Богу, путь Божьей правды.