
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2:16).
В церковном календаре за Рождеством Христовым следует еще несколько празднеств, связанных с этим событием: Собор Пресвятой Богородицы, память Иосифа Обручника и, наконец, память святых младенцев, которая совершается 11 января. Сегодня православные вспоминают первых христианских мучеников – святых Вифлеемских младенцев, убитых царем Иродом в первые дни после рождения Иисуса Христа. В этот день стоит избегать конфликтных ситуаций, не предаваться унынию, а вместо этого посвятить себя заботе о близких и особенно о детях.
1. О чем повествует евангельский эпизод об избиении младенцев?
Иерей Иоанн (Ливинский): «Евангелие от Матвея повествует нам о том, как святые волхвы возвестили Ироду о пришествии в мир царя Иудейского. Но Ирод, который на тот момент носил этот титул, не смог выдержать известия. По его приказу в Вифлееме были казнены все жившие на тот момент дети. Повествуя об этом страшном событии, евангелист Матвей говорит нам, что в мир шло царство Божие, в силе и славе своей, которому нет и не будет предела. И всякое земное царство, которое не видит в царстве Божьем своего начала, не может иметь на этой земле своего логического завершения. Преступление царя Ирода, его страшные злодеяния остались в церковной памяти кровью первых пострадавших за христиан мучеников. Эти дети, которые не смогли еще сказать ни одного слова, вопиют к Богу сильнее всяких глаголющих в этом мире».
2. Почему вифлеемских младенцев называют первыми мучениками за Христа?
Иерей Евгений (Мурзин): «Мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает свидетель, очевидец. Христиане первых веков, принявшие страдания и смерть за веру, и мученики, пострадавшие в другие исторические эпохи, своим твердым и бесстрашным исповеданием, стойкостью и готовностью умереть, но не отречься от Бога свидетельствовали тем самым о присутствии Христа (…)
Вифлеемские младенцы — согласно евангельскому повествованию, их возраст не превышал двух лет, — конечно, не могли ничего знать о Христе и тем более сознательно свидетельствовать о Нем. Но самим фактом своей смерти — жестокой и несправедливой — они невольно засвидетельствовали пришествие на землю Спасителя мира. И они — невинные и беспомощные — пали первой жертвой той бессильной злобы, которую на протяжении всех последующих веков будут питать ко Христу и Его последователям многие люди, видящие в христианстве угрозу своему комфорту и благополучию.
3. Как Иисус Христос избежал участи убиенных детей?
Архиепископ Аверкий (Таушев): «После ухода волхвов, Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему, взяв младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что он и исполнил, отправившись туда ночью. Египет находился на юго-запад от Иудеи, и до границы его надо было идти около 100 верст.
Он тоже тогда был римской провинцией, в нем жило много Иудеев, они имели там свои синагоги, но туда не простиралась власть Ирода, и святое семейство, остановившись там у своих соотечественников, могло чувствовать себя в безопасности. На вопрос, почему Христос не спас Себя Сам от Иродовых убийц, св. Златоуст отвечает: «Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человеком» (Бес. на Матфея VII).
4. Для чего Бог попустил избиение младенцев?
Святитель Филарет (Дроздов): «Бог допустил это убийство так же, как Он допускает и другие преступления людей, и как Он сносит хулы неверных, откладывая наказание дотоле, пока Ему угодно. Он мог бы сохранить Иисуса Христа другим образом; но есть ли какое средство, против которого неверие не представило бы сомнений и упрёков? Скажем более, не в человеческой власти причинить кому-нибудь действительное зло. Бог попускает нам испытывать скорби частию для очищения наших грехов, частию для оставления нам случая к заслуге. Кто переносит их с мужественной покорностью, тот не только не терпит от них никакого зла, но ещё извлекает из них самые драгоценные выгоды».
5. В чем духовный смысл евангельского эпизода об избиении младенцев?
Святитель Николай Сербский (Велимирович): «Когда царь Ирод заклал невинных младенцев вифлеемских, не поразила его сразу молния, но случилось с ним нечто еще более ужасное. Убийца детей был наказан ужаснейшими мучениями в тех органах человеческого тела, кои Богом определены для чадородия. (…) Воистину, жестоко обманывается всякий вооруженный грешник, думая, что он сильнее невинного младенца. Нет в мире ничего сильнее чистоты и невинности. Ибо за чистыми и невинными стоят ангелы Божии с пламенными мечами. (…)
Тот, кто убил невинного, убил самого себя. Тот, кто погиб невинным, спасся и победил. Не цари сильны, а дети. Не цари победители, а дети. Это великая новость для ветхого мира. Это главный принцип Нового Мира Христова. Первый пример проклятия насильников и благословения умученных младенцев в Новом Творении являют собою Ирод и избитые дети вифлеемские».