Иоанн Златоуст: почему на него клеветали и отправили в ссылку | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Иоанн Златоуст: почему на него клеветали и отправили в ссылку

1307
7 минут
Иоанн Златоуст: почему на него клеветали и отправили в ссылку


Иоанн Златоуст является вселенским учителем и одним из величайших отцов Церкви Христовой. Будучи пресвитером, а затем архиепископом Константинопольским, святой оставил огромное наследие как выдающийся проповедник, пастырь и автор множества духовных книг.

Иоанн Златоуст – один из трех Вселенских святителей, наряду со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. 9 февраля православные чтят день памяти перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста.

Иоанн родился в Антиохии около 347 года, в семье зажиточного военачальника. Отец его, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать, которую звали Анфуса, не стала второй раз выходить замуж и все силы отдала воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов. Также он основательно занимался изучением Священного Писания.

Вскоре у Иоанна появился наставник в вере – святитель Мелетий, епископ Антиохийский. Он полюбил юношу как сына, и в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как в 372 году святитель Мелетий был отправлен в ссылку, Иоанн продолжил учение у наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

После кончины матери Иоанн принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Из смирения он уклонился от архиерейского сана и ушел в пустыню, где провел четыре года, практикуя аскезу. Там Иоанн написал несколько духовных трудов, в том числе и великое творение православного пастырского богословия - «Шесть слов о священстве».

Оратор и блюститель веры

Спустя какое-то время святой Иоанн вернулся в Антиохию для восстановления здоровья. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений. А в 386 году святитель был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность нести Слово Божие.


Святой Иоанн оказался настолько блестящим проповедником, что за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Свои проповеди он произносил простым и понятным каждому человеку языком. Для наилучшего усвоении христианами Священного Писания святитель обратился к герменевтике – науке о толковании Слова Божия.

Он написал трактовки на многие духовные книги: Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла, а также множество бесед на отдельные библейские тексты и более 800 проповедей. Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила вдов, сирот, странников и больных.

За красноречие в 397 году Иоанн Златоуст был вызван в Константинополь для того, чтобы возглавить кафедру. В столице архипастырь уже не мог проповедовать так часто как ранее, у него появилось множество дел. Среди них – духовное совершенствование священства и благотворительность. Средства, которые назначались для архиепископа, святой направил на содержание больниц и гостиниц для паломников.

Клевета и ссылка

Ревность святителя к утверждению христианской веры распространилась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял миссионеров в Финикию, Персию, и Сирию. Трудился святой и над устроением благолепного Богослужения.

Иоанн был идеальным христианином и от других требовал того же. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Затаила гнев на святого и жена императора Аркадия – Евдоксия. Особенно ее разозлила молва о том, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.


Был созван суд, который составили из иерархов. Он постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Аркадий заменил ее изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. И чтобы избежать волнений, святитель сам отдался в руки властей.

Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила своего мужа императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его простить ее. Но уже через два месяца новый донос вновь пробудил гнев Евдоксии.

В итоге в марте 404 года состоялся неправедный собор, который постановил снова изгнать святителя. После его отъезда из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, затем с набегами пришли варвары, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение Божия угодника.

Иоанн был отправлен в ссылку сначала в город Кукуз в Армении, а затем еще дальше, в расположенный в северном Причерноморье город Питиунт (нынешнюю Пицунду). По дороге, боясь гнева властей, никто из местных епископов не смел навестить опального патриарха или хотя бы облегчить его страдания из-за обострившихся болезней.

Обретение мощей

Измученный продолжительным путешествием и степной жарой, Иоанн Златоуст остановился отдохнуть в храме Святого Василиска возле города Команы. Здесь ему в видении явился прекрасный отрок и сообщил, что он скоро умрет. Солдаты пытались вести святителя дальше, но увидев, что он и в самом деле при смерти, вернулись в храм.


Святой Иоанн скончался 14 сентября 407 года и был погребен в Команах. Но в 438 Патриарх Константинопольский Прокл, совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя. В нем он сравнивал святителя со святым Иоанном, Предтечей Господним.

Народ, горевший любовью к святителю, начал единодушно просить патриарха обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей Иоанна Златауста из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II и от лица Церкви и народа просил его об этом.

Император согласился и направил в Команы посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Однако, прибыв на место, отправленные не смогли поднять гроб. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Когда письмо зачитали, то посланники легко подняли гроб и на корабле доставили его в столицу. 

По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года по старому стилю, весь город, во главе с патриархом Проклом, императором Феодосием, со всеми чиновниками и народом вышли навстречу. Когда архиепископ открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание.

Припав ко гробу, император Феодосий II просил святого простить его родителей, а народ не отходил от раки целые сутки. Наутро мощи святителя были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. В IX веке Иосиф Песнописец и Косма Веститор написали песнопения в честь перенесения мощей святого Иоанна, которые и поныне поются в воспоминание этого события.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси; сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Се бо, отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник; всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенныя примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...