Чего мы не знаем о Рождестве? Девять вопросов без точных ответов | Агентство православных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Чего мы не знаем о Рождестве? Девять вопросов без точных ответов

6 минут
Чего мы не знаем о Рождестве? Девять вопросов без точных ответов

Каждое Рождество Христово люди окружены образами этого великого события – на открытках, в текстах песен и в рождественских вертепах. Однако многие картины, прочно укоренившиеся в нашем сознании, являются плодом традиции, а не достоверного знания. На самом деле мы знаем гораздо меньше, чем думаем.

О таких моментах в своем материале рассказывает англоязычный портал Christian Today.

Сколько лет было пресвятой Деве Марии?

На открытках, в вертепах и иконах Мария изображается молодой женщиной. Мы не знаем, как она выглядела и сколько ей было лет, хотя обычно представляем ее очень юной. Пророчество Исаии (Ис. 7:14) говорит о молодой деве, подразумевая девственницу, которая родит. Мария была незамужней, а Иисус – ее «первенцем» (Лк. 2:7), в эпоху, когда женщины вступали в брак в раннем возрасте.

Есть и косвенные признаки того, что она была очень молода: Богородицы была жива во время распятия (Ин. 19:25) и, по-видимому, именно она передала Луке рассказы о событиях Рождества, когда тот писал свое Евангелие много десятилетий спустя (Лк. 2:19).

Как Семейство добиралось до Вифлеема?

Рождественские песни и открытки обычно изображают Марию, едущую в Вифлеем на осле. Однако в Библии осел не упоминается – это лишь традиционное предположение. Сложно представить, что беременная женщина предпочла бы неудобную поездку на упрямом животном на расстояние около 90 миль (примерно 145 км) от Назарета до Вифлеема.

Какой дорогой они шли и каким способом передвигались – неизвестно. Также мы не знаем, путешествовали ли они одни или в составе большой группы, что вполне возможно. Лука лишь сообщает, что Иосиф вышел из Назарета и взял с собой Марию в Вифлеем (Лк. 2:4–5).

В какой день родился Иисус?

Несмотря на прочную культурную привязку к 25 декабря (или к 7 января в русской традиции ­– прим. редакции), в Евангелиях нет указания на дату рождения Иисуса. Существуют различные теории, но все они основаны на предположениях, которые невозможно подтвердить наверняка. Дата 25 декабря – это традиция, установленная для памятования о Рождестве, а не утверждение, что событие произошло именно в этот день.

Какая была погода в день Рождества?

Традиционная дата 25 декабря предполагает зиму и иногда даже снег — но это скорее отражение североевропейского климата. В колядках поется о «суровой зиме», когда «снег лежал слоем за слоем». Реальность же такова, что мы не знаем, какая была погода в день рождения Иисуса. В Вифлееме снег иногда выпадает, но это редкость, и он редко лежит долго. В Библии снег ассоциируется скорее с горой Ермон и Ливаном (Иер. 18:14). Мы можем мечтать о «белом Рождестве», но Иосиф и Мария – нет.

В каком году родился Иисус?

Доподлинно мы не знаем и года рождения Иисуса. Это точно не был нулевой год, поскольку его не существовало: летоисчисление переходит сразу от 1 года до н. э. к 1 году н. э. Существуют разные теории, основанные на исторических данных или астрономических явлениях, но точного ответа нет. Оценки варьируются от 8 до 1 года до н. э.

Один из подходов опирается на предположение, что Иисус родился примерно за два года до смерти царя Ирода, которую большинство исследователей датируют 4 годом до н. э. Поэтому многие книги указывают около 6 года до н. э., что иронично, если помнить, что «до н. э.» означает «до Христа».

Другой способ – взять возраст Иисуса «около тридцати лет» (Лк. 3:23) в начале Его проповеди, прибавить предполагаемые три года служения и затем вычесть около 33 лет от даты распятия, которую многие ученые относят к 33 году н. э. Проблема в том, что при рождении около 6 года до н. э. и распятии в 33 году н. э. Иисус оказывается слишком старым. Значит, как минимум одно из этих предположений неверно.

Родился ли Иисус в хлеву?

Рождественские открытки и вертепы обычно изображают рождение Иисуса в деревянном хлеву, часто с животными. Однако греческое слово, традиционно переводимое в Лк. 2 как «гостиница», скорее означает «гостевая комната». В Библии хлев не упоминается – это вывод, сделанный из упоминания яслей.

Возможно, Иосиф привел Марию в дом родственников, где единственное доступное место оказалось среди животных или в нижнем помещении, где скот держали на ночь. Наличие яслей (Лк. 2:7) предполагает присутствие животных, но они не перечисляются, а пастухи пасли овец в поле, а не сидели с ними в помещении. Были ли там животные и какие именно – мы не знаем.

Сколько времени Святое семейство провело в Египте?

Библейский текст сообщает, что Иосиф взял Марию и Иисуса и бежал в Египет (Мф. 2:13), но мы не знаем, где именно в Египте они жили и как долго, хотя у Коптской Православной Церкви есть собственные предания об этом.

Из текста следует, что они вернулись в Назарет после воцарения Архелая, сына Ирода (Мф. 2:22), но неизвестно, сколько времени прошло до принятия этого решения. Иисусу было 12 лет, когда Он пришел в храм и поразил всех Своим разумением (Лк. 2:42), и текст подразумевает, что это происходило ежегодно (Лк. 2:41), а значит, к тому времени семья уже несколько лет жила в Галилее.

Говорил ли Иисус по-египетски?

В первом сезоне, шестой серии сериала The Chosen Иисус говорит по-египетски и объясняет, что выучил язык в Египте. Это возможно, но мы не знаем наверняка. Более того, если Святое семейство действительно провело в Египте несколько лет – достаточно долго, чтобы Иисус выучил язык, – то вполне вероятно, что некоторые из Его братьев и сестер родились там. Однако это лишь предположение.

Почему мы так мало знаем?

Пробелы в библейском повествовании были заполнены традицией и воображением. Все четыре Евангелия подробно рассказывают о распятии и воскресении, но лишь Матфей и Лука повествуют о рождении Иисуса – и даже они описывают разные события, которые мы обычно соединяем в единую историю, хотя сами евангелисты этого не делают. Даже родословные Иисуса не совпадают.

Наше «рождественское воображение» объединило оба рассказа в одну картину со всеми вытекающими из этого искажениями. Традиция заполняет пробелы, закрепляя их в песнях, вертепах, витражах, рождественских спектаклях и открытках. То, что произошло на самом деле, может настолько отличаться от наших представлений, что это могло бы нас удивить.

Евангелие от Марка вообще не упоминает рождение Иисуса и начинается с Его крещения, а Иоанн сводит всю историю Рождества к нескольким словам: «Слово стало плотью и обитало с нами».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также