Порой в соцсетях появляются рассказы о странных сущностях в квартирах. Люди называют их домовыми, «барабашками», и не знают, как к ним относиться. Разбираемся, как воспринимали их наши предки и как формулирует свое отношение к ним Русская Православная Церковь.
Домовой – один из самых известных персонажей русского фольклора. Некий дух-хранитель жилища, связанный с предками. Он обитает в доме и заботится о благополучии семьи, но может проявлять и недовольство поведением ее членов.
А. Д. Цветкова в научной статье анализирует представления о домовом в Восточно-Казахстанской области. Домовой в рассказах казахстанцев предстает либо в виде бестелесного духа, либо в виде коренастого мужичка, порой он принимает облик хозяина дома, живого или умершего.
«Вера в домового тесно связана с языческим обожанием огня (небесного — в образе Дажьбога и Перуна и земного — в образе Сварожича) и умерших предков. Такая связь и придала особенную крепость и знаменательность вере в домового». (Из статьи русского исследователя древнеславянского фольклора А. Н. Афанасьева «Дедушка домовой»).
Согласно представлениям предков, он живет в очаге, и когда семья переезжает в новый дом, то проводит обряд переезда домового: переносит часть углей из старой печки в новую. Не потому ли в городских квартирах домовые как бы не живут и в городском фольклоре не встречаются, хотя можно было бы предположить, что переселяясь из деревень в города, люди принесут с собой старые поверья? Но, получается, что нет очага — нет и души у дома.
Исследователь Э. В. Померанцева прямо говорит, что часть этнографов называют домового разновидностью черта. Правда, он заботится о семье, живущей в доме, наказывает их за лень, а перед смертью одного из членов семьи он воет ночь напролет. Его воспринимают как не просто хозяина, а главу дома, который принимает непосредственное участие в жизни семьи. Отсюда следует и его забота о скотине, плохое отношение к недружным семьям, предсказывание будущего.
А вот Православная Церковь всегда относилась к домовым резко негативно. Своим мнением с нами поделился руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора Алматы протоиерей Александр Суворов:
«Церковь относится к понятию «домового» как к проявлению народных суеверий (суетная, напрасная, вера), которые не имеют места в православном учении. Вера в домовых отвлекает от Бога, так как такие явления не имеют оснований ни в Священном Писании, ни в Предании. Если ребёнок слышит голоса, важно проявить внимание и заботу. Объясните ему, что Бог всегда рядом, а ангел-хранитель его охраняет. Вместе прочитайте молитву, например, «Отче наш». Если взрослый сталкивается с чем-то «паранормальным», нужно укреплять духовную жизнь: молиться, участвовать в таинствах, посетить храм и освятить дом. Многие подобные явления связаны с воображением или стрессом. Главное, помнить, что Господь всегда с нами: «Не оставлю вас и не покину» (Евр. 13:5). Если вас что-то беспокоит, обращайтесь в храм, мы всегда готовы помочь.
Если острые случаи, то иногда просто необходимо обратиться к психиатру».
Фото сгенерировано ИИ (Open AI).