Этот памятник, установленный на могиле инока Филофея после его смерти в 1492 году, стал четвертой такой находкой за всю историю науки.
«Эта плита – одно из древнейших подписных надгробий Руси. Учитывая, что надписи на надгробных плитах появились именно в последней четверти XV века, мы можем говорить, что Троице-Сергиев монастырь был одним из старейших центров формирования культуры подписного надгробия», – пояснила заместитель директора по науке ИА РАН (Москва) Ася Энговатова, чьи слова приводит пресс-служба института.
Надгробная плита инока Филофея. Сайт института археологии РАН
Происхождение и имя в миру упоминаемого инока Филофея пока остаются загадкой для историков. По словам ученых, это очень редкая находка, так как изначально надгробные плиты на Руси были безымянными, и только в конце XV века на надгробьях появились надписи, содержащие крестильное имя умершего и дату его смерти.
Ранее при раскопках в Лавре были найдены надгробия с эпитафиями инокам Мисаилу Плещееву, который умер между 1467 и 1474 годами, и Вассиану, скончавшемуся в 1480 году.
Появление на надгробьях подписей, вероятно, связано с утверждением на Руси новой поминальной практики – вечного поминовения, которое обеспечивал вклад в монастырь. Именно на эти средства монастыри развивались, строили новые здания, приобретали богослужебные одеяния, драгоценную утварь, иконы, расширяли хозяйство.
Иногда плита выполняла функцию «сторожа места» на некрополе: так, в 1980–1990-х годах в Троице-Сергиевой лавре было найдено несколько надгробий, на которых было указано, что участок принадлежит определенному человеку. Это означало, что плиты покупали заранее и клали на желаемое место будущего погребения еще при жизни.
Фото: Instagram ts_lavra