Кызылорда — любовь со второй встречи — записки путешественника | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Кызылорда — любовь со второй встречи — записки путешественника

16447
10 минут
Кызылорда — любовь со второй встречи — записки путешественника
Евгения Морозова

Удивительно, но карантин, закрыв границы, открыл новую страницу в моих путешествиях. Я сейчас очень много езжу по Казахстану, и эти впечатления оказались очень яркими и живыми. У каждого города свои достопримечательности и своя история. И у каждого свое узнаваемое «лицо» и свой характер.

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», — сказала Коко Шанель. А я добавлю: это у нас не будет, а Кызылорде удалось…
Когда я собиралась в Кызылорду, меня не то чтобы отговаривали, но…

«Что там тебе делать, дыра-дырой эта твоя Кызыл-дыра, ничего интересного там не происходит!» — говорили обидное про город советчики.

И намекали на мой плохой казахский:

«Город на 95% казахскоговорящий, как ты там информацию будешь добывать?».

Я рискнула. И пожалела только об одном – времени было мало, чтобы внимательно и вдумчиво изучить город. На окрестности вообще не хватило.

А ведь первое впечатление от Кызылорды было так себе. Случилось это лет 10 назад, и город меня тогда не вдохновил. Пыльно, жарко, в отеле холодную воду давали с перебоями, горячая просто отсутствовала. Зато присутствовали комары в огромном количестве. Поесть негде, а гулять по городу вообще не хотелось – таким он мне показался неприглядным И я была уверена: в Кызылорду меня и калачом не заманишь. Но заманили.

Акимы-«терминаторы» и «парикмахеры»
За десять лет город преобразился… или я поменялась, не знаю. Но в Кызылорду я влюбилась с первого взгляда. Правда, со второй встречи. Причем потрясения начались еще до того, как я добралась до города. В алматинском аэропорту, страдая любопытством и бездельем, порылась в интернете и выяснила, что в Кызыл-Орде аэропорт появился в 1920, а в Алма-Ате – только в 1923. Было это до того, кстати, как Кызыл-Орда стала столицей Казахской ССР.

Напоминаю: столица была перенесена из Оренбурга в Кызыл-Орду в 1925 году, а оттуда в Алма-Ату – в 1929. Ну, а из Алматы в Акмолу переехала в 1997.
Так что мой вояж вполне можно было назвать «Путешествие из одной бывшей столицы в другую и обратно».

Кстати, у Кызылорды и Алматы очень много общего. Взять хотя бы акимов. Мы, алматинцы, их вечно критикуем. Кызылординцы тоже. Но поскольку они люди с большим чувством юмора (да-да, здесь любят и умеют метко пошутить), они придумывает им необидные, но очень точные прозвища.

Мне рассказали про акима -«терминатора» – он «любил все рушить», в смысле сносить старые здания. За годы своего «акимства» разрушил половину исторического центра. Был еще один – «парикмахер», он активно занимался обрезкой деревьев. Сейчас в Кызылорде аким–женщина, ей не до шуток, она работает.

Кызылорда — город небольшой, всего около 300 тысяч жителей. Компактный, уютный, очень чистый. И яркий! Это меня потрясло больше всего. Я не видела в нашей стране других таких городов, в которых самые обычные жилые дома 40-50-60-70-х годов раскрашивали так смело.

Синие, желтые, оранжевые, бордовые! И все вокруг хоть и старенькое, но новенькое: я попала в Кызылорду во время большого городского ремонта. Над городом витали ароматы еды (которой тут много), опавшей листвы и краски.

История города
Второе по масштабам потрясение – живые и хорошо сохранившиеся исторические районы. У города богатейшая история. Основанный в 1820 году как крепость Кокандского ханства Ак-Мечеть, потом он еще пару раз менял свое название. В 1852 году крепость захватили российские войска под предводительством генерала Перовского и с 1862 по 1922 год это был Перовск.

После революции городу было решено вернуть имя Ак-Мечеть. В 1925 году в связи с переездом сюда столицы его переименовали в Красную Ставку (Армию?) – Кызыл-Орда. А в 1997 года указом президента Казахстана транскрипция названия города была изменена с Кызыл-Орды на Кызылорду. И все эти периоды истории города четко прослеживаются в его архитектуре.

Есть здесь исторический центр с очень живописными домами конца 19-го начала 20-го века; есть кварталы застроек 20-30-х годов прошлого века, когда здесь была столица; есть дома времен сталинского ампира – с колоннами, лепниной и высокими потолками. А есть современные районы и дома.

Кстати, даже в тот период город был неплохо благоустроен. Как гласят музейные документы, когда в 1867 году форт Перовский получил статус города, здесь насчитывалось уже 36 добротно сложенных зданий. А еще через несколько лет промышленник Иванов открыл пивоваренный завод производительностью «16 тысяч ведер пива в год».

Единственный на постсоветском пространстве «Платиновый Экселленс» — Валерий Коренчук

А еще в Перовске в то время работали два кирпичных завода, две ветряные мельницы, три бани и четыре чайханы. А к 1904 году в нем было уже 2 119 зданий, из которых 134 – постройки из жженого кирпича, 1 360 – сырцового и 625 каркасных. Воду брали из Сырдарьи с помощью чигирей (специальные водоподъемные устройства в виде колеса с ковшами или барабана с канатом — прим. авт.).

А самые старые постройки в Кызылорде – объекты религиозного характера. Это сейчас в новостройках первым делом открывают супермаркет, поскольку первая потребность современного человека еда и шопинг. А в прошлые века сначала строили храмы, потому что там люди могли удовлетворить свои духовные нужды, это для них было очень важно. Важнее, чем вкусно и сытно поесть.

Архитектура религий
Первым делом мы поехали в мечеть Айтбая (1878 г.) — необыкновенной красоты здание — величественное и очень высокое, 14 метров. Она носит имя Айтбая Балтабаева – купца из Бухары. Он был главным жертвователем. В советские годы мечеть была закрыта, там находился филиал областного краеведческого музея.

В начале 2000-х мечеть была отреставрирована, точнее, перестроена. Из старинного в здании остались нетронутыми только фасады. Говорят, что под мечетью есть подземные ходы, по которым из нее можно незаметно выбраться…

Недалеко от мечети, в историческом центре города расположен храм Свято-Казанской иконы Божией Матери.

На фасаде здания две мемориальные доски с двумя разными датами постройки храма. Доска об охране здания государством, установленная во времена Казахской ССР, содержит указание на 1878 год. На новой табличке уже другие цифры – 1890-1895.

Храм построен в неовизантийском стиле из жженного кирпича желтого цвета. Везли его аж из Казалинска — за 300 км! При советской власти здесь размещался пункт приема спецпереселенцев, а затем обсерватория. Позже в здание въехал областной краеведческий музей, но 1982 переехал в более удобное помещение. Здание было объявлено памятником архитектуры республиканского значения, а в 1989 его передали церкви.

Большая часть росписи храма к тому времени оказалась утрачена. Уцелела лишь часть церковной утвари и несколько икон. Колокола тоже исчезли, кроме одного, 1888 года.

Сейчас в храме новая роспись – постарались казахстанские художники. Новые колокола изготовлены мастерами Шуваловыми из Ярославля. Крыша тоже новая — в 2008 году ее покрыли золоченым железом. А вот пол старый и очень необычный, я такого не видела нигде – чугунные литые плиты с узорами. Потом уже мне рассказали, что подобные в выстилке полов церквей, фабрик и других важных публичных мест начали использовать в 18-м веке.

Храм Свято-Казанской иконы Божией Матери входит во все городские путеводители как один из важнейших туристических региональных объектов и ценная городская достопримечательность.

Два музея и одна галерея
Еще одна достопримечательность Кызылорды — Приходское училище 1878 года постройки. Сейчас здесь расположился торговый центр.

Все это и многие другие исторические факты мне рассказали в Кызылординском областном историко-краеведческом музее. Сами кызылординцы в музеи особо не ходят, а зря – экспозиции тут интереснейшие. Ведь, по сути, областной музей объединяет три культурных учреждения: музей на улице Ауэзова, музей «Акмешит» и художественную галерею.

Художественная галерея носит имя Салихитдина Айтбаева, заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. Он родился и умер в этом городе (1938 — 1994). В ней же есть небольшой музей, посвященный талантливому художнику. И это единственное место в Кызылорде, где целенаправленно ведется работа по организации выставок и где можно увидеть произведения художников и мастеров прикладного искусства.

Исторические даты Казахстана: Карлаг — помнить, чтобы не повторить

Моим гидом по галерее был сотрудник галереи Омаров Турсынбек Жанысович, он провел меня по необыкновенно красивым залам, заполненным произведениями казахстанских и местных художников.

Гордость галереи – работа А. Кастеева. Есть здесь произведения и известных казахстанских художников — Г. Хлудова, Г. Исмаиловой, А. Галымбаевой, С. Сенчихина, К. Мамакова, К. Ходжикова, О. Мамаковой, а также работы молодых современных художников. Настоящий храм искусства.

Здание художественной галереи интересно и само по себе — оно старое, внесено в республиканский список памятников исторического и культурного значения. Когда-то здесь был призывной пункт Кызылординского областного военкомата, а до него офицерские казармы.

А рядом – Сырдарья…
Невозможно приехать в Кызылорду и не пройтись по набережной, любуясь неспешным бегом великой Сырдарьи… Длина реки 2 212 км, площадь бассейна 150 100 кв. км. Начинает она свой путь с Ферганской долины и протекает, большая и красивая, по землям трех государств: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Впадает в Аральское море, точнее, в его северную часть — Малое море. Степенно и неспешно несет река свои воды через Кызылорду, разделяя ее на два берега — левый и правый.

Современный город расположился на правом, но новостройки постепенно перебираются через реку. Сейчас на левом берегу ведется активное строительство. А историки, кстати, уверены: первые поселения в этих местах были как раз на левом берегу… К примеру, городище Жанкент с цитаделью, остатками стен и башен расположено как раз на левобережье, в 40 км к югу — юго-западу от поселка Казалинск.

История в современном ландшафте
Самое эффектное здание в Кызылорде, конечно, железнодорожный вокзал. Модерновое строение необыкновенной красоты. Вазоны и прочие украшения навевают мысли о черноморском отдыхе, Ялте и Гаграх. Кажется, что сразу за железнодорожными путями бьются волны о перрон… Построен он в 1905 году по проекту известного ташкентского архитектора Георгия Михайловича Сваричевского.

Ясно, что строили его на века, основательно. За 115 лет вокзал мало изменился, ну разве поменял цвет – сейчас здание совершенно белое, а когда-то было желтым и красноватым. Красный «николаевский» кирпич везли из Оренбурга, для прочности добавляя в него рубленый конский волос. Перекрытия здания деревянные, кровля жестяная.

Вокзал дал жизнь городу, влил в него новую энергию. А рядом появилось депо, административные здания и первые дома для железнодорожников. К слову, они до сих пор сохранились на привокзальной территории. Кызылординцы сумели сохранить свою историю и вписать исторические постройки в современный ландшафт.

В 2014 на привокзальной площади установили бронзовую скульптуру народного батыра Жанкожи Нурмухамедулы, возглавившего восстание казахов против гнета Хивинского и Кокандского ханств. Памятник открыт в честь 240-летия со дня рождения воина, защищавшего свой народ и родную землю.

С другой стороны вокзальной площади расположено небольшое здание начала 1905 года. Когда-то в нем была военная казарма, потом линейный отдел внутренних дел. Сейчас здесь музей «Акмешит» — один из филиалов Областного краеведческого музея. В его экспозиции представлены ценные материалы, рассказывающие об истории города периода Акмешит — Перовск и становлении четырех столиц: Оренбург – Кызыл-Орда — Алма-Ата — Астана.

Само здание музея тоже экспонат, причем очень ценный: это памятник архитектуры, отличающийся богатым декором главного фасада. К тому же здание отражает уровень строительного искусства прошлого столетия в крае, и это очень важно.

Кызылорда — город действительно казахскоговорящий, тут русскую речь почти не услышишь. Мои советчики, отговаривающие меня от поездки, тут совершенно правы. Все мои знакомые кызылординцы, и все, с кем я в этом городе сталкивалась и пересекалась (казахи, корейцы, русские – неважно), если и говорят на русском языке, то с большим акцентом. Но это очень доброжелательные и открытые люди, всегда готовые помочь, подсказать, рассказать.

Вернусь ли я сюда? Однозначно. Весной, когда зацветет степь. Буду ли я еще писать про свое кызылординское путешествие? Конечно. Не вместить в один материал все мои впечатления от этого замечательного города и его жителей.

Источник -  365info.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...