Хабар бар! Как Михаил Пришвин искал истину в казахских степях | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Хабар бар! Как Михаил Пришвин искал истину в казахских степях

713
6 минут
Хабар бар! Как Михаил Пришвин искал истину в казахских степях
Андрей Зубов

Рассказ о том, как русский писатель-гуманист открыл для себя душу казахов

"И вот я — степной джигит. На голове у меня малахай из меха молодого барана, обшитый сверху зеленым бархатом. На ногах мягкие козловые ичиги и сверх них тяжёлые полуваленые, полукожаные саптомы. Полы бешмета обернуты вокруг ног и прижаты к седлу. Чёрный просторный халат закрывает и бешмет, и седло, и половину коня. В правой руке у меня нагайка, в левой — повода. И весь я в этой одежде, такой широкой, сижу на маленьком пегатом коньке с лысинкой. По виду - киргиз, по слуху - араб, - еду и сею миражи".

Вот так ёмко и красочно ПРИШВИН описал повседневную одежду казахского степняка начала ХХ века. Этот знаменитый рассказ "Чёрный араб", который до сих пор приводит читателей в восторг, был написан Михаилом Михайловичем после путешествия в Казахстан в 1909 году. Об этом путешествии известно достаточно – Пришвин совершил поездку по степи от Семипалатинска до Каркаралинска. А вот о том, что это была не первая поездка писателя в наши степи, знают немногие.

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 г. в имении Хрущево, ныне Елецкий район Липецкой области. Его отец Михаил Пришвин был купцом, человеком интересным, увлекающимся, а одной из его страстей была охота. Пришвин потом писал, что "отец был великолепным охотником". Возможно, увлечение охотой мальчик унаследовал от него. В 1883 году Михаила отдают в гимназию. И здесь, в Ельце, он совершает свой первый охотничий подвиг: с товарищами уезжает на лодке... в Азию! Мальчики взяли ружья у отцов и несколько дней путешествовали, пока их не изловили и вернули в гимназию. Здесь Миша впервые стрелял из ружья. Но из самодельного лука, рогатки и оловянного пистолета он стрелял с семи лет, а манить и ловить сеткой перепелов его научил местный крестьянин. Охота на птиц осталась в душе Пришвина символом детства; его рассказы о птицах по мнению даже нынешних охотников просто восхитительны. "Вальдшнеп полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было семь осиновых листиков". Такие слова мог написать только М.М.Пришвин - самый тонкий, самый точный, самый наблюдательный, самый знающий природу писатель. И самый романтичный.

Во время второй поездки Пришвин в Казахстане, конечно, не только охотился на птиц и архаров, он с любопытством изучал жизнь степи, и надо сказать, она ему пришлась по вкусу. По крайней мере, одно словосочетание из казахского языка Пришвин усвоил на всю жизнь. "Хабар бар!" - так встречал писатель всех своих близких друзей. "Хабар бар!" - говорил он товарищам, когда нужно было обсудить какое-то секретное и важное дело так, чтобы о нём не прознали посторонние.

news5252.jpg

Но самое главное – во время путешествия по Казахстану у писателя выработались его неповторимый стиль и манера письма. Можно сказать, что по-настоящему зрелым писателем Пришвин стал только после этой поездки. Эту мысль впервые высказала Валентина ЩЕРБАКОВА, исследовательница его творчества и друг семьи. С этим положением сегодня согласны все ведущие литературоведы, которые изучают наследие писателя.

Особенность стиля Пришвина состоит, прежде всего, в том, что глубочайшее знание природы у него неразрывно связано с осознанием социально-нравственной сущности человека. Вот почитайте: "Я очнулся, услыхав песнь зяблика. Ушам своим не поверил, но скоро понял, что те птички, летевшие из тумана, были все зяблики. Тысячи зябликов всё летели, всё пели, садились на деревья и во множестве рассыпались по зяби. Но самое главное при встрече с этими птичками был страх, что, будь их поменьше, я, думая о себе, очень возможно, и вовсе бы их пропустил. Так вот, - размышлял я, - сегодня я пропущу зябликов, а завтра пропущу хорошего живого человека, и он погибнет без моего родственного внимания. Я понял, что в этой моей отвлечённости было начало какого-то большого греха". Вот такое непростое нравственное кредо…

И еще, как человек глубоко религиозный, писатель видел в своих путешествиях не только утоление этнографического или охотничьего интереса, но и нечто большее. "Почему бы не понимать эти поездки как изучение души человека вообще - всемирной, стихийной, такой, какою она вышла из рук Творца?".

news5253.jpg

А знаете, какой был самый любимый тост у Пришвина? "Без юмора живут только глупые. Та выпьем за смех!". Описывая быт казахов, от замечал: "Все уважают шутку! Все радостно хохочут… Насколько они чувствительны к шутке… Насколько тоньше наших мужиков…".

А так описан тогдашний быт. "Для нас очищена и приготовлена юрта (белая) только что женившегося сына. Все ковры и подушки стянуты сюда. Низенький столик, сундуки из мороженой жести, расписная кровать, луна вверху, как в театре Комиссаржевской, керосиновая лампа". Перед Пришвиным накрыли дастархан: курт, ырымшик, сары-май, куйрык, айран, катык, баурсаки, тостык ("казахский шашлык!" - отмечает Пришвин).

news5254.jpg

На снимке: казахи Сыр-Дарьинской области. Фото: Прокудин-Горский.

Пришвин много охотился в Казахстане, и сейчас некоторые идеологи "зелёного" движения упрекают его: он, мол, воспевал охоту, он призывал убивать невинных животных… Но почитайте, как писал Пришвин об охоте. "Наш идеал - это дедушка Мазай, который вместе с Некрасовым со всей охотничьей страстью бьёт дупелей, а весной во время наводнения спасает зайцев".

news5255.jpg

Да, охотился писатель много и страстно. А после революции 1917 года, когда жилось очень трудно, охота вообще стала не развлечением, а средством к существованию. Кстати, революцию большевиков Пришвин не принял. Он писал: "День прошедший, тринадцатый день сидящего на троне Аваддона". "Вероятно, мы находимся накануне второго пришествия, когда Он явится во всей славе и разрешит наше ужасное недоумение. Человечество сейчас находится в тупике".

Охота для писателя стала некоей отдушиной. "Для меня охота была способом возвращаться к себе самому, временами кормиться ею и воспитывать своих детей бодрыми и радостными. Охота стала изучением жизни".

И если ХЕМИНГУЭЙ относился к охоте, как к спорту, то Пришвин по-другому: "Охота в руках наших писателей была лишь в малой степени спортом, если сравнивать её с иностранными охотниками... В массах это любовь к природе, всем доступная поэзия радости жизни".

Поэт Василий БОЧАРНИКОВ в стихотворении "Лесной пароль" написал такие слова о М.М.Пришвине: "Знаю, никому я здесь не лишний, соснам и полянам лучший друг.Если крикну я пароль свой: "Пришвин!", всё лесное встрепенется вдруг!". Лучше, наверное, не скажешь.

Фото из открытых источников

Источник -  Ratel.kz

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...