Считается, что кошки в качестве питомцев появились на территории Казахстана относительно недавно, с ростом доли оседлого населения. Однако ученые уверены: домашние кошки жили с кочевниками Центральной Азии уже более тысячи лет назад.
В ученом мире считается, что история одомашнивания кошек людьми началась около 10 000 лет назад, когда люди перешли от охоты и собирательства к земледелию и оседлому образу жизни. Но до сих пор непонятным оставалось, как осуществлялся этот процесс. Откуда они взялись, какова была их роль в жизни людей?
Ученые по всему миру до сих пор пытаются разгадать эту тайну и еще не пришли к общему мнению о том, где и как это произошло. И каждый год появляются новые открытия. Так, например, в журнале Science появилось исследование, в котором говорится, что дружба кошки и человека уходит корнями гораздо глубже, примерно на 12 тысяч лет назад.
Авторы опирались на анализ набора генов 79 домашних котов и их диких предков и пришли к выводу, что современные кошки произошли от одного того же вида: Felis silvestris (лесной кот). В Центральной Азии это животное называется степной кот, который и стал предком домашней кошки. Felis silvestris lybica и сейчас обитает в степных, пустынных и отчасти горных районах Африки, Передней, Средней и Центральной Азии, в Северной Индии, Закавказье и Казахстане. Удалось установить, что все современные кошки произошли именно от него.
Но дикие кошки в древние времена стали домашними и на Ближнем Востоке в районе Плодородного полумесяца, расположенного вдоль рек Тигр и Евфрат, куда входят Ирак, Израиль и Ливан. Также ученые не исключают и других вариантов, среди которых Кипр, Левант и Китай, в котором недавно тоже нашли останки очень древней домашней кошки.
В Центральной Азии часто возникают споры по вопросу о традициях сосуществования с кошками у тюркских народов. Культура кочевников вообще, казалось, не располагала людей обзаводиться кошками. Да и для чего? Симбиоз человека и кошки объясним у земледельцев – кошки оберегали хозяйство от нашествия грызунов, находя для себя в амбарах неплохое охотничье хозяйство.
Петроглиф: «Кошка» (фото с ресурса wikivoyage, разрешенный для публикации)
Однако, рассматривая древние петроглифы тюрков Алтая, в частности петроглифы скалы Калбак-Таш, можно найти кошку. Вроде бы и в этом нет ничего удивительного: дикие кошки населяли эту территорию…
Голова кошки. (Ордосские бронзовые художественные вещи)
Но сделанное в 2020 году открытие ученых говорит о том, что кошки как домашние животные жили у местных кочевников и более тысячи лет назад. На это открытие натолкнула находка на юге Казахстана, где обнаружились останки кошки, которая была домашним животным у местных кочевников в IX веке нашей эры, задолго до распространения сельского хозяйства в степях Центральной Азии. Описание находки опубликовал научный журнал Scientific Reports.
«Эта кошка пережила несколько переломов, но выжила. Судя по концентрации изотопов в ее костях, ее диета была значительно лучше, чем у местных собак», – рассказала Эшли Гаруда, археолог из Галле-Виттенбергского университета (Германия), один из авторов исследования.
Раскопки проводились на территории городища Жанкент на юго-западе Казахстана. Археологи из Германии, России и Кызылординского государственного университета считают, что их находка опровергает прежние представления, согласно которым кошки в регионе появились совсем недавно, потому как кочевникам эти питомцы были не нужны.
Развалины городища Жанкент (юго-запад Казахстана, фото: Тасс)
Кошки Шелкового пути
В начале средневековья этот город был одним из перевалочных пунктов на Великом шелковом пути. Здесь жили племена огузов и родственные им кочевники тюркского происхождения.
Недавно, как отмечает Гаруда, ее команда нашла на территории Жанкента полный скелет кошки, что само по себе представляет собой большую редкость. Заинтересовавшись этой находкой, ученые с помощью радиоуглеродного анализа вычислили ее возраст, извлекли из костей ДНК и всесторонне изучили его.
Все это подтвердило, что скелет принадлежал домашней кошке, а не одной из степных вариаций кошачьих, таких как манулы, которые обитают в степях Казахстана и других сопредельных регионов. Ее возраст оказался рекордно большим для среднеазиатских домашних кошек – он приближается к отметке в 1100-1200 лет, что стало большой неожиданностью для ученых.
Останки кошки, которую археологи нашли в городище Джанкент(Фото: Тасс)
«Огузы были очень практичным народом, они держали домашних животных только тогда, когда те были критически важны для их выживания. К примеру, собаки помогали им пасти овец и другой скот, тогда как кошки предположительно были бесполезны для них», – отметила Гаруда.
Поэтому исследователи думают, что эта кошка безусловно была домашним животным, которого держали в хозяйстве только из-за эмоциональной привязанности. Об этом говорит то, что в последние годы жизни за животным ухаживали, ее хорошо кормили, а также то, что ей удалось выжить после нескольких тяжелых переломов.
На фотографии кот, который моется в юрте. Фото с сайта e-history.kz
Ученые предполагают, что животное появилось у кочевников VIII века благодаря их соседству с Великим шелковым путем и земледельческими народами. Огузы могли заметить экзотическое животное во время одного из своих визитов в города соседей или контактов с торговцами, приобрести его и держать в своем доме как диковинку. Это говорит о том, что культурный обмен в Центральной Азии начался гораздо раньше и был более интенсивным, чем принято считать сейчас, заключают Гаруда и ее коллеги.
Со временем часть казахов отошла от кочевого образа жизни, многие из них занялись земледелием. И тогда уже становится понятным, что необходимость завести кошку была очевидной – мыши в амбарах водились всегда.
У казахского народа много фразеологизмов, связанных с кошкой: «мысық тілеу» – злоумышленник; «сүтке тиген мысықтай» – с виноватым видом; «мысық болды» – отступил, убежал; «мысық жанды» – живучий; «мысықтанды» – подхалим; «мәуленім» – котенок мой (ласкательное слово).
Казахская семья вместе со своим котом. Фото с сайта e-history.kz
С приходом ислама в казахскую степь появилось поверие, что все пророки, которые когда-либо спускались на землю, любили кошек. Так, например, однажды на подоле чапана пророка Давида уснула кошка, сладко мурлыкая. Пророк должен был встать, но, чтобы не разбудить любимое животное, он отрезал подол чапана. Другое предание гласит, что пророк Мухаммед во время похода на Ухуд, увидел, как его кошка, Муиза, вскармливает грудных котят, и пророк поменял маршрут движения солдат, чтобы они не затоптали семейство.
Кошка лежит на подушке рядом с имамом в каирской школе. Фрагмент картины Джона Фредерика Льюиса
От «дьявольских сил» до питомцев святых
Если в исламе отношение к кошкам благосклонное, то в разных ветвях христианства восприятие этих животных претерпевало изменения. К примеру, в православии считается, что все животные – божьи твари, потому и относиться к ним надо с добротой.
Почитаемый православными Серафим Саровский часто изображается с медведем, которого кормит с рук. Рядом с духовным образом Герасима Иорданского постоянно изображают дикого льва, который сидит у его ног. По преданию он излечил царя зверей от злокачественного нарыва, именно поэтому лев прислуживал святому.
Кошка может жить дома и при храме, а если кошка и зайдет в храм, его не потребуется освящать заново, как в случае с другими домашними животными. Приходы и монастыри православной церкви хорошо относятся к живущим при них кошкам: они помогают охранять территорию от мышей, и священнослужители заботятся о них, как о братьях наших меньших.
Икона со Святым Герасимом Иорданским
А вот у средневековых католиков кошки подвергались гонениям. Тогда их причисляли к атрибутам еретических верований, и инквизиция считала их воплощением дьявольских сил.
Со временем, конечно, ситуация изменилась. К примеру, живший в XVII веке знаменитый кардинал Ришелье очень любил кошек. У него было несколько дюжин питомцев, в том числе даже те, что были взяты с улицы. По свидетельствам современников, кардинал лично ежедневно готовил питомцам еду. В общем, примирение католической церкви с хвостатыми произошло давно, и сегодня кошки свободно и вольготно чувствуют себя в Ватикане.
«Ришелье и его кошки», картина Шарля Эдуара Дело, 18 век