Сотрудникам Государственного музея искусств Казахстана им. А. Кастеева пришлось заменить часть картин из-за того, что они страдали от нарушенных температурных стандартов. Зато зрители увидят работы знаменитых художников, которые раньше выставлялись крайне редко.
Напомним, в конце сентября 2024 года залы постоянных экспозиций русского искусства XVII-XX вв. и художников западноевропейского искусства XVI-XIX вв. опустели. Музей вынужден был перенести их в хранилища, чтобы успеть отреставрировать, так как повышенная влажность начала их медленно разрушать. Дело в неработающих чиллерах – огромных кондиционерах, которые в 2021 году пришлось остановить из-за жалоб жителей соседнего ЖК. Подробно об этом мы писали здесь.
Для музейных сотрудников, как и горожан, отсутствие «золотой коллекции» – это шок. Крамской, Репин, Куинджи, Боровиковский, Айвазовский – далеко не каждый музей имеет такое богатство. И вдруг картины снимают… Однако, как нам и обещала в сентябре руководитель отдела выставок и экспозиций музея Анжелика Акилбекова, силами хранителей, реставраторов и других работников музея, экспозиции русского и европейского залов были восстановлены. Хоть и с небольшими изменениями. Которые, как оказалось, ничуть выставке не повредили.
Сотрудники музея рассказали, какие новые картины могут увидеть посетители в зале русских художников. Так, вместо двух портретов неизвестного автора в экспозиции представлена работа Ивана Аргунова (1727-1802) «Портрет княгини Н. Б. Долгорукой». А вместо второго портрета кисти Тропинина решено было выставить портрет княгини Марии Александровны Дадиани 1867 года Ивана Крамского.
Кстати, у этого портрета удивительная история. Как рассказала АПН Виолетта Вологодская, руководитель отдела «Зарубежное искусство», «Портрет М.А. Дадиани» поступил в музей как «Портрет неизвестной». Кроме авторской подписи он имел марку: переплетенные буквы «Х» и «М», что указывало на то, что он был выполнен в период существования художественных мастерских «Артели свободных художников», возглавляемой Крамским, и являлся официальным заказом. С помощью научного сотрудника Русского музея И. Н. Пуниной было установлено, что в 1860-х годах Крамской писал два портрета: княгини и княжны Дадиани. Дадиани – общее название владетельных князей Мегрелии с 1323 по 1867 годы. Но кому конкретно принадлежал портрет?
«Княгине Дадиани Екатерине Александровне в 1867 году исполнился 51 год, что не соответствовало возрасту молодой дамы, изображенной на портрете. Выдвинутая новая версия об изображении Соломеи – дочери Екатерины Дадиани – после проведенного исследования тоже не нашла реального подтверждения. Новая информация поступила из Государственного музея искусств Республики Грузия. Идентифицировал личность неизвестной на портрете Крамского научный сотрудник Государственного музея Зугдиди «Дадианские дворцы» Георгий Каландия по портрету М. А. Дадиани работы художника И.А. Тюрина (1824-1904), датированному 1871 годом и хранящемуся в музее. Изображенной оказалась Мария Александровна Дадиани, невестка Екатерины Александровны, жена ее сына, светлейшего князя Николая Давидовича Дадиани – последнего правителя Мегрелии», – рассказала Виолетта Вологодская.
На портрете она изображена с крестом – знаком Общества распространения христианства на Кавказе, членом которого она была. М. А. Дадиани в период проживания в Мегрелии основала благотворительное «Общество христиан Востока», которое занималось строительством школ, больниц и аптек.
Портрет этой красавицы можно теперь увидеть в постоянной экспозиции музея Кастеева.
Кроме названных картин из русской коллекции, насчитывающей свыше 1200 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, в постоянную экспозицию из фондов перенесли этюд к знаменитой картине Алексея Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» 1870-х годов создания; несколько пейзажных этюдов Архипа Куинджи; пейзаж Николая Досекина «Венецианский ноктюрн».
«В части экспозиции, где представлены мастера русского авангарда, вновь появилась картина Ильи Ивановича Машкова «Фрукты» 1910-х годов создания. Именно натюрморт был любимым жанром мастеров «Бубнового Валета», способным отразить бурную динамику тех лет, общее состояние приподнятости и смелого торжества преобразующей силы человека, которое противоречит традиционному пониманию натюрморта как «тихой жизни», – поясняет Виолетта Вологодская.
Русский зал уже сейчас можно посетить. А зал европейского искусства должен открыться со дня на день. И там тоже будут свои приятные сюрпризы.
И, тем не менее, хочется верить, что музею удастся сохранить все картины, которые уже начали страдать от неповоротливости чиновничьей машины, и не допустить негативные изменения на других. Понятно, что сотрудники музея делают все, что в их компетенции и силах, чтобы оставить потомкам коллекцию, которую составляют произведения, переданные в 1936 году в дар Казахской Государственной художественной галерее из Государственной Третьяковской Галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного русского музея.
Но последнее слово, к сожалению, все равно остается за чиновниками. Именно в Министерстве культуры должны решить вопрос с закупом для музея новых чиллеров. Причем сделать это необходимо как можно быстрее, не ожидая итогов тендеров и прочих процедур, длящихся годами.
Фото АПН