Урал Тансыкбаев: ретроспектива творчества. Полотна узбекского Гогена и Куинджи – в Музее имени Кастеева | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Урал Тансыкбаев: ретроспектива творчества. Полотна узбекского Гогена и Куинджи – в Музее имени Кастеева

299
6 минут
Урал Тансыкбаев: ретроспектива творчества. Полотна узбекского Гогена и Куинджи – в Музее имени Кастеева
В Алматы в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева открыта выставка работ Урала Тансыкбаева, посвященная 120-летию одного из ярчайших представителей изобразительного искусства Узбекистана, – «Урал Тансыкбаев: ретроспектива творчества». Это первая за 40 лет столь масштабная экспозиция, в которой представлено 78 полотен из музеев Узбекистана и Казахстана. Отражены все этапы творчества живописца, которого называют узбекским Гогеном и Куинджи. На уникальной выставке показана эволюция мастера – это и ранние эксперименты, и зрелые пейзажи.

2. Выставка Урала Тансыкбаева.jpeg

Гостям выставки представляется возможность увидеть великолепнейшие произведения живописи и графики, привезённые из Государственного музея искусств в Ташкенте, ташкентского Дома-музея Урала Тансыкбаева, Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан в Нукусе, а также из коллекции Государственного музея искусств РК имени Абылхана Кастеева.

Официальное открытие состоялось сначала в закрытом формате – в присутствии министра культуры и информации РК Аиды Балаевой, помощника президента Республики Узбекистан Саиды Мирзиеевой, акима города Алматы Ерболата Досаева. Также на торжественное открытие пригласили казахстанских и узбекских писателей, деятелей культуры и искусства.

Выставку организовали специалисты Фонда развития культуры и искусства Узбекистана при поддержке Министерства культуры и информации РК. Саида Мирзиеева подчеркнула, что творчество Тансыкбаева неразрывными узами связано с Казахстаном: «Художник много работал здесь. Он также крепко дружил с Абылханом Кастеевым». Помощник президента Республики Узбекистан выразила надежду, что выставка послужит укреплению культурного взаимодействия между странами.

3.В зале.jpeg

Заранее, за два месяца до открытия выставки, начались работы по обустройству залов. Было создано уникальное пространство – внутри и снаружи: в коридоре Музея искусств размещен гигантский стенд, информирующий о жизненном и творческом пути художника, ставшего одним из символов живописи Узбекистана. Три зала разных цветов вместили почти восемьдесят полотен. Узбекская сторона не поскупилась в финансовом обеспечении выставки.

Гулаим Жумабекова, директор Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева, отметила, что Урал Тансыкбаев сумел соединить в своем творчестве две наши страны. Выставка - новая точка отсчёта в изучении наследия великого художника».

4. Иссык-Куль.jpeg

К организации выставки была привлечена Зельфира Трегулова – советский и российский искусствовед, кандидат искусствоведения, Генеральный директор Третьяковской галереи. Она выступила куратором выставки «Урал Тансыкбаев: ретроспектива творчества».

Зельфира Трегулова рассказала на открытии: «Большая часть ранних работ Урала Тансыкбаева была увезена в 1968 году в Нукус Игорем Савицким, советским художником, этнографом, искусствоведом, заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР. И только в последние годы стала активно демонстрироваться на выставках. Задача нынешней выставки – показать три разных периода творчества Тансыкбаева. Ранний период, с 1925 года – до конца тридцатых. Середина пути – от конца тридцатых до середины пятидесятых. И период оттепели. Каждому этапу творчества Тансыкбаева посвящён отдельный зал. В каждом помещении своя архитектура, она отличается и по композиции несущих стен и пилонов, и по колористической гамме. И должна максимально выявить особенность раннего, срединного и последнего периода творчества».

4-а. В зале.jpeg

Зельфира Трегулова отметила, что каждый раз перед зрителями предстаёт абсолютно другой художник: «Молодой бунтарь, человек, впитавший уроки классического русского искусства, русского авангарда, который он видел в Ташкенте, и европейского модернизма, который он узнал в конце двадцатых в Москве. Впитал декоративизм древней архитектуры, окружавшей его, а также – яркость и декоративизм традиционного искусства. Середина пути – это переход к пейзажу, создание тематической картины, работы, созданные после поездки в 1942 году на западный фронт. Это изменение колористической гаммы, иной подход, иной взгляд на мир, гораздо более взвешенный, зрелый и философский. Последний зал даже не разделён несущими пилонами. Это единое пространство, где не видно грани между стенами и полом. И где представлены работы Тансыкбаева, воссозданные в конце пятидесятых до начала семидесятых годов. Это невероятно глубокий философский взгляд на мир: ощущение гармонии художника с природой, попытка, проникнуть в секреты мироздания».

5.Война.jpeg

Виолетта Вологодская – руководитель отдела «Зарубежное Искусство», координатор выставки от Музея искусств имени А. Кастеева: «Основную часть экспозиции занимают ранние работы Урала Тансыкбаева. них нельзя не заметить, как повлияли на его творчество русский авангард и французские модернисты. Это отразилось в стиле известных полотен - «Багряная осень» (1931), «Автопортрет» (1935), в произведениях периода Великой Отечественной войны и знаковых пейзажах эпохи «Оттепели». Экспозиция подробно рассказывает о жизни художника, о сложной эволюции стиля – это и модернистские эксперименты раннего этапа творчества, и монументальные пейзажи, наполненные глубоким символизмом и философским звучанием».

6. Творческий путь.jpeg

Елизавета Ким, искусствовед: «Творчество Урала Тансыкбаева очень тесно связано с Казахстаном. И даже при создании нашего музея в 1935 году одни из первых произведений, которые поступили в наш музей, были произведения Урала. И это ранние работы авангардного периода – очень яркие, дерзкие, смелые. Хотелось бы отметить, что этот ранний период, авангард, каким-то удивительным образом сохранился на протяжении всего длительного творческого пути художника и ярко проявился в последние десятилетия. Пейзажи последнего десятилетия – удивительные, они действительно приглашают нас к медитации, к восприятию какого-то пройдённого жизненного пути».

7. Мурат Мусин.jpeg
Мурат Мусин

Мусин Мурат, художник-постановщик, живописец, режиссер-документалист, фотограф, видеограф, сценарист, педагог, арт-аналитик: «Чем интересна эта выставка современному зрителю? Эпоха интересна, в которой жил Урал Тансыкбаев. Родившийся в начале ХХ века, он охватил ранний период развития советского искусства. И самую активную его часть. Урал Тансыкбаев именно занимался творчеством, творил. Это один из самых авторитетных художников. И, наверное, один из самых – если не самый лучший – пейзажист. Здесь нет его наиболее знаковых работ. Вот, скажем, «Ночной кишлак»… Там у него, помню, была картина такая, что она светилась ночью, светилась такими красками, таким светом, что это вызывало изумление. Было такое влияние двадцатых годов на его творчество, соответственно, воздействие той системы, в которой он творил, создавая свои соцреалистические работы. Но я этого не видел. Знаю только его пейзажи. Он также коснулся темы войны, и все это в очень хорошей реалистической школе, русской академической школе, идущей от передвижников. Также он создал тончайшие работы в гуаши, в графике, – очень тонкие по цвету, живописи и композиционному решению. Урал Тансыкбаев человек с потрясающим художественным вкусом». 

8. Картина.jpeg

Анна Михайловна Романова, посетительница выставки: «Удивительные работы – от полотен исходит свет, сияние. Художник обладал Божьим даром. Будто Святой Дух присутствует в картинах. Урал Тансыкбаев – дитя своего времени. Он и атеист, и верующий человек. Узбек с русскою душой – ведь он учился в Москве. Не случайно в его работах есть и мечети, и церкви. Это его святая молитва. Будто он знал о своем Божьем даре».

9.В зале.jpeg

Ретроспективная выставка картин Урала Тансыкбаева в Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева работает до 1 июня 2025 года.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...