В Almaty Theatre состоялась презентация нового документального фильма известного казахстанского поэта, режиссёра и сценариста Бахыта Каирбекова – «Кочующие в мирах».
в роли Гильгамеша Алишер Эйнис
Автор проекта об удивительных параллелях между культурами древнего Шумера и кочевыми народами Центральной Азии был вдохновлен произведением прославленного ученого и поэта Олжаса Сулейменова, его книгой «АзиЯ. Шумер-наме», а также трудами авторитетного культуролога Мурата Ауэзова, посвященными самому древнейшему добиблейскому эпосу «О всевидавшем». Оба исследователя всегда с уверенностью заявляли о значимости конно-кочевой культуры, истоки которой лежат в глубинных веках, эпос о Гильгамеше и Энкиду – тому подтверждение. Это уникальное наследие исполнено духом свободы и гармонии с миром.
в роли Энкиду Даулет Озбеков
Бахыт Каирбеков в своем кино-исследовании смещает акценты внимания: объектом его изучения становится не главный герой эпоса – царь и полубог Гильгамеш, чьи достижения и героическая война символизируют становление культуры города, а дикий и воинственный житель Степи – близкий по духу тюркам Энкиду.
Интерпретируя эпос, Каирбеков находит множество символов и образов, присущих кочевым народам Великой Степи, по сей день применяемых нами в отправлении обрядов и верований.
«Дались тебе эти шумеры! Где они, а где мы?», – слышал слова сомнений и вопросов Бахыт Гафуович. И сам же находил ответы в «Эпосе о Гильгамеше». Шумеры звали своего Бога Неба «Денгир», но это же наш «Тенгри»! Ему возражали: «Случайное совпадение. Ты – поэт! Но «шумеры» и «тюрки» – не рифмуется!» «Еще как рифмуется, – возражал Бахыт Каирбеков. – Даже само слово «Шумер» звучит как слово «Су жер» - тюркское божество «Жер су» - «Земля, богатая водой». Какая жизнь без воды? И Гильгамеша зовут на самом деле по-шумерски Бильгамеш – похоже на имя тюркского Бильгекагана. Шумеры верили, что боги живут в раю, в стране Дильмун – на родине человечества – колыбели цивилизации, где истоки и самих шумер».
поединок Гильгамеша и Энкиду
Так автор множит в фильме примеры сходства шумерской цивилизации, царства шумеров, с тюркской – пределами обитания кочевников Центральной Азии. И сложно было бы отрицать это сходство, эти параллели. В системе доказательств – образы, приведенные в ленте «Кочующие в мирах».
Братание, объединение культур – оседлости и кочевья – выступает главной темой документально-игрового фильма «Кочующие в мирах». Историческое братание, союз, взаимодействие – может остаться первой и последней попыткой культурного симбиоза.
Бахыт Каирбеков и его команда создали фильм – съемки шли в Петре (Иордания) – исполненный красоты, богатого содержания, в его основе – поэзия, музыка, прекрасные, чарующие образы. Мастер документалистики сумел, пользуясь современными выразительными средствами, перенести нас в невероятно далекие времена – конца XXVII-начала XXVI веков до нашей эры. И протянул связь, прочную нить, связывающую героев эпоса с современностью. Да, прошлое невыразимо далеко, но люди древности, такие, как Гильгамеш и Энкиду, испытывали те же эмоции, чувства, что и мы сегодня. В их сердцах загоралась любовь и надежда, кипел гнев, клокотала ненависть, в их души вторгались боль и безысходность.
Бахыт Каирбеков в своем новом художественно-документальном фильме обращается к новому поколению, раскрывая перед ним сокровища мира. В этом наследии – то ценное и уникальное, что дает возможность осознать свои культурные корни. И что порой не замечают, а подчас и вовсе отрицают историки-европоцентристы:
«Я всегда чувствовал особую связь с нашими предками-кочевниками. Им несправедливо отведена роль варваров, истребителей культурного наследства. Миф этот должен быть развеян. Сегодня нам доступны оригиналы, которые мы должны увидеть своими глазами и прочесть».
Съемочная группа
Фильм создан усилиями съемочной группы во главе с Бахытом Каирбековым. Оператор-постановщик – Марс Умаров, художники-постановщики – Куат Тлеубаев, Гафура Каирбекова, композитор – Артур Оренбургский, звукорежиссер – Адиль Доскемпиров, режиссер монтажа – Алексей Каменский, продюсер – Айгуль Черендинова.
Художественным руководителем выступил Серик Жубандыков. В главных ролях снялись: в роли Энкиду – Даулет Озбеков, Гильгамеша сыграл Алишер Эйнис, в роли Шамхат выступила Камилла Бильданова, Инанну сыграла Санам Реваева, Ак Ене - Маулия Мырзаканова.
Во время презентации продюсер Айгуль Черендинова поделилась со зрителями:
«Документалисты нуждаются во внимании. Не всегда наши фильмы показываются на больших экранах, почти не доходят до эфира. Чаще наше кино видят лишь на международных фестивалях».
О режиссере:
Бахыт Каирбеков – известный кинорежиссёр, сценарист, поэт. Заслуженный деятель РК. Работы Бахыта Каирбекова – участники множества международных кинофестивалей, снискали награды и признание в России, Румынии, Китае, Иране, Венгрии, Германии. Триптих «Полнолуние» и фильм «Сундет» из сериала «Домусульманские обычаи и традиции казахов» отмечены высшей наградой Открытого Форума российского телевидения «Лазурная звезда» в городе Сочи в 1999 году); фильм «Кызыл трактор» удостоен специального приза V Евразийского Телефорума-2002 «За вклад в образование единого культурно-образовательного пространства» в городе Москва; фильм, посвященный великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву «Излучение любви» в проекте «Лики Евразии», был удостоен Гран-при IX Евразийского Телефорума в 2006 году.
Творчество Бахыта Гафуовича неразделимо спаяно с историей, культурой и философией казахского народа.
Фото предоставила Студия «Мерген»