Кино как отражение эпохи: почему современные режиссеры завидуют «Казахской новой волне» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Кино как отражение эпохи: почему современные режиссеры завидуют «Казахской новой волне»

13
10 минут
Кино как отражение эпохи: почему современные режиссеры завидуют «Казахской новой волне»
В Национальной библиотеке РК состоялась презентация книги известного казахстанского киноведа и кинокритика, президента Ассоциации кинокритиков Казахстана Гульнары Абикеевой «Кино независимого Казахстана».

1.Гульнара Абикеева.jpg
Гульнара Абикеева- в центре. Слева дизайнер издания Анастасия Таукел, справа - директор издательской компании «RUAN» Рустем Таукел

Автор считает знаковым событием выход в свет этой книги – первой о кино независимого Казахстана – и пятнадцатой по счету у Гульнары Абикеевой. Она посвятила книгу памяти супруга Алима Сабитова – почетного архитектора Казахстана, художника-постановщика – который активно работал в кино.

Финансовую поддержку в создании книги оказали меценат Тимур Коржумбаев, продюсер и актриса Баян Алагузова.

1-аКнига о казахском кино.jpeg
Книга Г. Абикеевой «Кино независимого Казахстана».

В зале собрались кинодеятели, чьи имена вошли в «золотой фонд» казахстанского кинематографа, киноведы, студенты трех ведущих вузов – «Алматы Менеджмент Университета», «Турана», Казахской национальной академия искусств имени Темирбека Жургенова, где постигают специальности из сферы кино.

2. Презентация книги и мастер-класс для студентов.jpg
Презентация книги и мастер-класс для студентов

Каждая глава книги посвящена определенному временному этапу в отечественном кино и разделена на рубрики: кинопроцесс, люди, фильм, интервью. Так в конце первой главы, посвященной 1986-1991 гг., автор резюмирует: «Значение «Казахской новой волны» как для нашей страны, так и для международного кинематографического сообщества было огромным. Во-первых, она обозначила на карте независимый Казахстан. Во-вторых, эти фильмы сменили парадигму искусства с советской на постсоветскую. И в этом плане примечательно, что наша «волна» началась раньше, чем развалился Союз. В-третьих, «волна» заложила основу нациестроительства».

Подзаголовок книги, строчка из песни Цоя «Дальше действовать будем мы» символичен – с фильма «Игла», где играл кумир молодежи, собственно, и начиналось независимое кино Казахстана.

3.Рашид Нугманов- режиссер легендарного фильма Игла.jpg
Рашид Нугманов - режиссер легендарного фильма «Игла»

Режиссер Рашид Нугманов, главный продюсер международного кинофестиваля «Евразия», создатель легендарной ленты «Игла», присутствовал на презентации. Он поведал невероятную историю о том, как возникло название «Казахская новая волна», как с товарищами – «бандой Соловьева» (выпускники ВГИКА мастерской Сергея Соловьева) – тогда еще никому не известные авторы, во главе с Рашидом Нугмановым, приехав на Московский кинофестиваль 1989 года, сумели вручную сделать такой супер-квази-экстраплакат, рекламирующий казахстанские фильмы, что привлекли к себе внимание ведущих директоров международных кинофестивалей и продюсеров мира.

3-аРашид Нугманов и Виктор Цой на съёмках фильма Игла.jpg
Рашид Нугманов и Виктор Цой на съемках фильма «Игла»

Случился оглушительный успех казахстанских фильмов на этом фестивале, а дальше последовали интерес к нашему кино и востребованность по всему миру. Это была история не только об эпизоде в истории казахского кино, но и свидетельство о креативности, бойцовских качествах представителей «Казахской новой волны». Есть чему поучиться!

4. Игорь Гонопольский - режиссер документального кино.jpg
Игорь Гонопольский - режиссер документального кино

В выступлении Игоря Марксовича Гонопольского, заслуженного деятеля искусств РК, режиссера кино и театра, прозвучали слова, созвучные рассказу Рашида Нугманова:

«В своих работах хотелось рассказать о том, чего никто не делал, не видел, не знал. Хотелось выскочить, заявить о себе. Мы все были борзые, наглые. Проявлялось это тем, что мы все изобретали сами. Когда, к примеру, хотелось снять необычный эпизод или кадр, оператор Гена Попов брал объектив, бил по нему молотком, и получался объектив, которого не было в природе, и он давал такое изображение, которого тоже нигде не было.

Мы придумывали всевозможную ерунду, которую потом выносили на экран. Фильм о Калмыкове «Это Я вышел на улицу» был сделан на одном дыхании, непонятно, как. Сейчас бы я подобного не сделал – ни ума не хватило бы, ни наглости. Это было время, когда мы не ставили перед собой никаких ограничений».

4-а. Кадр из фильма Это Я вышел на улицу.jpg
Кадр из фильма «Это Я вышел на улицу»

«Ерунда», которую снимал Игорь Гонопольский – «Это Я вышел на улицу», «Сцены у фонтана», «Се ля ви», «Полюбите моего Баурджана» и другие ленты – шедевры казахстанской документалистики. Рассказ Игоря Марксовича был не только о том, как в доцифровую эпоху создавалось кино – вручную, почти «на коленке» – это было повествование о времени, о смене эпох, обновлении смыслов.

Гульнара Абикеева называет уникальным это время, которое обозначено девизом: «Дальше действовать будем мы!». Киновед представила основные периоды в истории кино независимого Казахстана.

5. Кадр из фильма Любовники декабря.jpeg
Кадр из фильма «Любовники декабря»

В каждом из этих временных отрезков есть своя интрига: например, в третьей главе «Формирование исторического самосознания» в эссе о фильме «Любовники декабря» (1992 г) написано:
«Фильм не был запрещен, в то время всем было не до кино, но мало кто знает об этой картине, еще меньше людей, которые ее видели, потому что существует она лишь в одной копии (лента утеряна в настоящее время – прим. автора). Но это самая яркая по настроению точная и художественно самостоятельная игровая картина о декабрьских событиях в Алма-Ате 1986 года – переломной точке в истории Казахстана».

Копия фильма «Любовники декабря», по словам Гульнары Ойратовны, еще не найдена.

В обзоре книги «Кино независимого Казахстана» Гульнара Абикеева так же, как и все ораторы, рассказывала больше, чем только о кино, получалось и о времени тоже – сквозь которое шел кинематограф. О периоде 2005-2012 гг в кино – «Нациестроительство» - Гульнара Ойратовна сказала, что пришло иное поколение - постволновцы:

«Оно представляется мне очень нежным. Поколение «новой волны» было резким, вперед идущим. А постволновцы немного рефлексировали, они по-другому осмысляли независимость, задавались вопросом, что она дает».

7.Режиссер Рустем Абдрашев.jpg
Режиссер Рустем Абдрашев

Известный режиссер Рустем Абдрашев в юности прошел школу, будучи ассистентом художника, оператором в съемочных группах таких режиссеров «новой волны», как Рашид Нугманов, Константин Салыков, Сакен Нарымбетов:

«Окунулся в атмосферу «Новой волны» – в ином контексте, когда режиссеры снимали вторые, третьи фильмы. И вся эта химия дала определенные результаты. Вижу в этом преемственность, которая плавно переходила из поколения в поколение. И говорить о том, что все нам с неба свалилось, это неправильно. Все имеет свою преемственность.
Мне повезло, я на «Гибели Отрара» начинал ассистентом художника. Потрясающая школа – и в качестве профессии, и в качестве человеческих отношений, когда ты приходишь на «Казахфильм», а там в бухгалтерии надпись: «Все деньги ушли на съемки фильма «Гибель Отрара» (режиссер Ардак Амиркулов, 1991 год). Идите просите деньги у Ардака».

Студия была опустошена, многие проекты простаивали, работники киноиндустрии не имели возможности получать зарплаты, гонорары. Сегодня подобное звучит нелепо, но все это было».

Павильоны, построенные в советское время, пришли в упадок. Рустем Абдрашев с Бахытом Келибаевым приносили на киностудию коммерческие проекты, чтобы в рамках этих проектов отремонтировать крышу – павильоны заливало водой. Рустем выразил все же радость, что за тридцать лет киностудия нерушимо стоит:
«Ее так и не успели ни разграбить, ни разобрать. Во всем этом есть не только материальные, но и глубинные, духовные аспекты. Стены киностудии просмоленные и, есть такое понятие, - «намоленные». Киностудия – как форпост нашего кинематографа – место, намоленное нашими коллегами, последующими поколениями. Это как нерушимый черный древний шанырак, который имеет свою глубокую историю».

Рустем Абдрашев выразил мнение кинематографистов, что «потрясающая, фундаментальная» книга Гульнары Абикеевой показывает, что деятелям казахстанского кино и зрителям «есть, что вспомнить, есть, куда обернуться, чтобы двигаться вперед. Глубинный смысл книги в этом: коль имеется такое мощное корневище, то есть будущее у нового поколения, которое появляется в разных контекстах, в разных жанрах. Кино не стоит на месте, продолжает развиваться».

В пятой главе «Поколение «детей независимости»» Гульнара Абикеева так описывает представителей кино Казахстана 2013-2024 годов:
«В 2010-е годы в казахское кино пришло поколение молодых режиссеров, которое мы, киноведы, назвали «дети независимости» – не только потому, что по возрасту они выросли уже в эпоху независимости, а потому, что они не боятся внешней цензуры, и, главное, у них нет внутренней цензуры».

Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Фархат Шарипов, Жасулан Пошанов, Серик Абишев и другие – самые яркие представители этого поколения по версии Абикеевой.

8-а Кадр из фильма Ф. Шарипова Сказ о розовом зайце- фото time.kz.jpg
Режиссер Фархат Шарипов

Фархат Шарипов – режиссер поколения «детей независимости» – назвал ту болевую точку, которую в свое время прошли кинематографисты независимости:
Фото 8-а Кадр из фильма Ф. Шарипова Сказ о розовом зайце- фото time.kz
«Мы задавались вопросом: почему наш зритель не видит наше кино? Это была такая первая наша цель. И как-то так получилось, что наши фильмы начали показывать в кинотеатрах страны – и стали узнаваться зрительской аудиторией не только в Казахстане, но и в России, во всех русскоговорящих странах. Потом вернулось понятие авторского фильма, начались эксперименты и завоевания».

9.Азиз Жамбакиев.jpg
Азиз Жамбакиев

Оператор Азиз Жамбакиев неожиданно выразил печаль:
«Наше поколение с одной стороны, вроде как бы счастливцы, мы пришли снимать кино, когда многое было сделано, был мощный фундамент. Но я считаю, у нас была другая проблема. Да, пришла цифровая эра, и многие получили возможность снимать кино. Но мы не получили, наверное, самого главного: ощущения настоящего кинематографа.

9-а Азиз Жамбакиве на съемках фиьма. Фото esquire.kz.jpg
Азиз Жамбакиев на съемках фильма. Фото esquire.kz

Здесь в зале с нами собрались представители того кинематографа, который делали до нас, они занимались настоящей магией кино. Цифровой процесс, мне кажется, дал многим возможность снимать кино, а с другой стороны, думаю, что вот художественное качество, художественный потенциал, они все-таки перестали расти, исчезла магия кино. Прошлое поколение это – настоящие творцы, настоящие художники, которые работали вслепую. Они были заряженные, кто-то из них хотел кому-то что-то доказать, кто-то хотел что-то изменить».

10. Рашид Нугманов на съёмках фильма Игла.jpg

Рашид Нугманов на съемках фильма «Игла»

Рашид Нугманов дал совет режиссерам независимости:
«Когда появилась «цифра», я замечал, что многие режиссеры часами сидят перед монитором, вместо того чтобы работать на площадке. Я бы рекомендовал вам забыть про монитор, оставить его операторскому департаменту. И продолжать работать на площадке с реальными людьми, актерами и драматургией, которую они должны воплотить на экране».

 Тем не менее, у кинематографа независимости есть собственные немалые достижения. Гульнара Абикеева написала о генерации «детей независимости» в книге:

«Это поколение громко заявило о себе, участвуя в самых престижных мировых кинофестивалях класса «А» и получая там призы, которых не была удостоена «Казахская новая волна». Это же поколение завоевало отечественный кинопрокат, доведя долю казахского кино до тридцати процентов».

11. Автографсессия.jpg
Автографсессия

На презентации книги Гульнары Абикеевой «Кино независимого Казахстана» состоялся настоящий диалог поколений. В рамках 40-минутной встречи, в коротких выступлениях кинодеятелей был начертан портрет казахского кино – независимого, дерзкого, многогранного, яркого.

Студенты трех вузов получили содержательный мастер-класс от легенд казахстанского кино – режиссеров и операторов. И Гульнара Абикеева, автор книги, этого живого арт-бука, блестящего повествования, монолога киноведа, впитавшего голоса кинематографистов всех поколений – с 1986 года по сегодняшний день – была по-настоящему счастлива.

Фото автора и из открытых источников

  • Комментарии
Загрузка комментариев...