Реставрацию Вознесенского кафедрального собора в Алматы завершили в 2020 году. Однако массовое его посещение как прихожанами, так и туристами становится возможным только сейчас, с ослаблением карантинных мер. Надев маску, можно заглянуть в прошлое и настоящее духовной и архитектурной жемчужины Семиречья.
Самим фактом своего появления и последующей историей собор вызывает огромный интерес у архитекторов, искусствоведов, эстетов и туристов. Поскольку величественный храм в центре южной казахстанской столицы назван в честь Вознесения Христова, дополнительным поводом рассказать о нем в эти дни стало празднование Вознесения, которое ежегодно отмечают на сороковой день после православной Пасхи.
К слову, великолепие собора стало особым предметом зрительских обсуждений в ходе организуемых отсюда прямых трансляций основных богослужений на youtube-канале Православной церкви Казахстана.
Одним из тех, кому довелось проникнуть в тайны строительства храма, изучить его устройство и принять участие в реализации мер, которые создатели сооружения не успели осуществить, стал священник, ключарь Вознесенского собора Александр Суворов.
Свой рассказ он начинает в кабинете, расположенном в верхней части собора. Там же располагается хор, а в музейный период находились неразобранные музейные фонды: черепки посуды, кости древних животных, стопки бумаг и документов. С большой долей вероятности именно этот кабинет в своей почти автобиографической книге «Хранитель древностей» описывает Юрий Домбровский. Сосланный в Алма-Ату в ссылку в 1933 году, писатель работал в центральном историческом музее, который несколькими годами ранее разместили в отобранном у церкви здании собора.
Александр Суворов и главный архитектор епархии Людмила Александровна Кайдаш
Спустя почти 90 лет именно этот кабинет стал лабораторией, архивом и центром, где около года исследовали архитектурное сооружение и обдумывали план его масштабной реконструкции.
Реставрация колонн в центральной части собора
Оштукатуривание внутренних стен юго-восточной части купола
Реставрация фасадов закомар центрального купола
Внутреннее устройство и убранство собора открывалось реставраторам не только по архивным фотографиям, но и в ходе освобождения колонн, стен и полов от наслоений более поздних лет.
Последствия землетрясения 1910 года
Вознесенский собор в Алматы – без преувеличения одна из жемчужин деревянной мировой архитектуры. Он считается одним из самых высоких деревянных храмов в мире. Во время разрушительного 10-бального Кеминского землетрясения 22 декабря 1910 года (4 января 9011 года – по современному летоисчислению) он устоял и практически не был поврежден.
В г. Верном (прежнее название Алма-Аты) и окрестных станицах в тот день рухнуло более семисот домов. На Вознесенском соборе накренился крест, вылетели витражные стекла и просел юго-восточный угол со стороны колокольни, потому что под ним образовался провал.
Памятуя о разрушительном Верненском землетрясении 1887 года, инженер-строитель Андрей Павлович Зенков, ставший автором, архитектором и прорабом строительства собора, решил задачу безупречно, сделав собор образцом сейсмостойкого строительства.
Прежде всего Зенков отказался от камня и решил строить здание храма из дерева. Бетонное основание собора армировал металлом, а само здание стремился максимально облегчить. Например, одно из примененных им новшеств – имитация лепнины из папье-маше, чтобы людей не пришибло, если украшения стен и колонн оторвутся во время землетрясения. «Лепнина» практически не сохранилась в период, когда собор служил музеем. Нынешние современные украшения выполнены из легкого пеноплекса и внешне похожи на оригинал. Однако не это стало главным секретом.
- Мы обнаружили совершенно оригинальную конструкцию боковых куполов, которые Зенков превратил в балансиры! – рассказывает об инженерной сноровке Зенкова Александр Суворов. – Крест над каждой маковкой представляет одну ось с паникадилом (большая многоярусная люстра – прим. автора). Иными словами, тяжелая люстра подвешена к кресту. При землетрясении конструкция гасит колебания и не дает раскачиваться всему зданию. Конструкция куполов тоже удивила: они собраны по типу шатра, напоминающего раскрытый зонтик. Брусья, подобно спицам, сходятся в центре. А центральная часть спущена вниз и свободно двигается. Колонны и другие опорные элементы собраны в так называемый стык Гербера – подвижный «эластичный» узел, который в момент раскачивания не разрушается, а занимает изначальное положение, когда воздействие подземных толчков иссякает».
Реставрационные и последующие работы по размещению иконостаса, икон и росписи стен собора заняли почти два года. По изначальной задумке собор собирались начать расписывать не ранее 1917 года. Строительство завершили в 1907-м. Зенков отвел десять лет на стабилизацию деревянных материалов. Но произошел октябрьский переворот - было не до росписи. Большевики вначале расправились с наиболее ревностными поборниками веры Христовой. А затем, в 1929 году и вовсе отняли собор у церкви. Колокольню использовали под задачи радиовещательной станции. В здании разместили музей и стали постепенно переустраивать интерьеры, добавлять этажи и галереи. А само здание пафосно назвали «храмом торжества науки и мысли над темнотой церковников».
Удивительно, но даже содрав со стен прежнее убранство и сбросив колокола, большевики по какой-то причине не тронули крестов. Кресты уникальны тем, что были словно сплетены из металлической полосы в изящное кружево, покрыты золотом и снабжены круглыми зеркалами. Так они ярче сверкали и отражали солнечные лучи.
110 лет с момента установки эти кресты венчали собор. Их сняли уже в наше время, чтобы придать прежний вид, поскольку на высоте в 40-50 метров восстановить их оказалось сложно. Внизу, в специально оборудованном цехе, кресты очистили, вновь покрыли слоем золота и заменили обветшавшие зеркала.
«Мы стремились использовать самые передовые строительные технологии в сочетании с бережным отношением к историческому виду и форме, - делится ключарь собора и «прораб реставрации» Александр Суворов. – Например, сегодня основания колонн можно принять за гранит. На самом деле они остались такими, какими их и задумал Андрей Павлович. То есть деревянными. Мы выполнили трафаретную имитацию, о которой писал Зенков. Изучая его записи, мы выяснили, что он стремился построить храм из легкого дерева, чтобы создавалось впечатление, что он каменный».
Андрей Зенков снабдил сооружение эффективной системой вентиляции. Она помогала сохранять тепло в холодное время и не позволяла летнему зною нагревать помещение. В советское время от системы отказались и просто перекрыли. Александр Суворов наткнулся на нее случайно. От удара от стены отвалился фанерный лист. Из открывшегося пространства вырвался мощный поток воздуха. Часть той системы теперь снова выполняет свою функцию. С остальным справляется аккуратно скрытая интеллектуальная система климат-контроля. Вообще все системы здания – трубы коммуникаций, отопительные приборы, воздуховоды, электропроводка – все тщательно скрыто или замаскировано.
Клирик собора рассказывает, как на одном из этапов реконструкции был вскрыт цементный пол и рабочие обнаружили, что основание одной из несущих колонн настолько обветшало от времени, влаги и плесени, что это могло привести к обрушению части здания. При этом расчетная опорная нагрузка на колонну могла составлять до 80 тонн. Чтобы исправить ситуацию, реконструкторы пригласили на «консилиум» ведущих специалистов по деревянным зданиям из разных стран. Рассмотрев варианты, рабочая группа согласилась с мнением специалиста из Берлина, профессора Йенса Киклера. С помощью двух 50-тенных домкратов с поврежденного основания колонны убрали нагрузку. Сверхсложное «лечение» участка заняло двое суток. Однако сама подготовка к процессу шла около двух месяцев.
На момент строительства собора привычный для современного горожанина цемент был новинкой. Используя самые передовые технологии того времени, Андрей Зенков не мог пройти мимо такой инновации. Поэтому пол в соборе был отлит преимущественно из цемента. В отдельных местах его украсили декоративной метлахской плиткой немецкой фабрики Villeroy&Boch.
«Мы связывались с Villeroy&Boch, - рассказывает священник. Оказалось, что плитку такого размера они уже не выпускают. Чтобы выполнить наш заказ, заводу пришлось бы смонтировать новую производственную линию. За наш счет, конечно. Выходило очень дорого. Поэтому мы решили сделать пол тоже по самым передовым технологиям уже нашего времени – наборным, из различных пород полированного гранита, добываемого в Индии, Бразилии, Китае. А из извлеченной исторической плитки выложили несколько розеток – художественных панно, которые украсили пол собора. Они очень хорошо сочетаются с новым решением».
Еще одним новшеством стала замена материала кровли.
«За те без малого восемнадцать лет, что я служу здесь, - вспоминает Александр Суворов, - каждый год приходилось чинить крышу в разных местах. Обычное кровельное железо. Мы нашли возможность использовать медный лист. Он уверенно простоит без ремонта больше ста лет. А чтобы сохранить вид, покрасили крышу зеленой краской в изначальный цвет. Кроме того, на белых шашечках куполов мы воспроизвели крестообразный орнамент, который рассмотрели на снимках собора, сделанных в первые годы».
Каждый из правящих архиереев много внимания уделил собору. Архиепископ Алексий упорно добивался, чтобы собор вернулся в лоно церкви. При митрополите Мефодии в соборе возвели иконостас и начали расписывать стены. Собор снова стал главным храмом южной столицы и Казахстана. Наконец, без забот нынешнего владыки – митрополита Астанайского и Казахстанского Александра – не состоялось бы сегодняшней реставрации.
Ему удалось собрать вокруг проекта благотворителей и частных инвесторов. Реставрацию финансировал Фонд строительства метрополии. Бюджетных средств затрачено не было. Митрополит сам принимал активное участие в обсуждении технической и архитектурно-художественной сторон проекта, периодически приезжал в собор. Было видно, насколько близким и важным для владыки делом стало возрождение святыни.
Идею о том, что собору требуется реставрация, митрополит обсуждал с первым президентом Нурсултаном Назарбаевым, и президент ее поддержал.
Подпись под снимком: Президент посетил собор в праздник Пасхи 2014 года.
Нынешний глава государства, Касым-Жомарт Токаев, посетив собор после завершения работ, назвал проект «вторым рождением величественной архитектурной доминанты Алматы».
За два года активной стадии работ к реставрации здания собора привлекли около 1200 специалистов из Казахстана, России, Узбекистана (реставраторы Самарканда), Франции, Германии: инженеры и архитекторы, электрики и строители, химики и живописцы.
Любопытно, как неожиданно возвращаются порой следы минувшего времени. Год назад, в самом начале Страстной седмицы собор готовили к сдаче после реставрации – чтобы встретить в обновленном храме Пасху. Александру позвонили ночью. Он признаётся, что был не очень доволен поздним звонком. Но, то же время, встревожился: что случилось? Сообщили, что в одном из алматинских антикварных магазинов появилась уникальная вещь. «Вы не можете её не купить!» – уверенно заключил звонивший. Оказалось, что речь шла о фотографии с дарственной надписью Андрея Павловича Зенкова.
«Следующим утром мне прислали файл с изображением, - рассказывает священник. – Великолепное качественное фото Вознесенского собора, вставленное в паспарту, где Андрей Павлович своей рукой сделал такую надпись: «Дорогому сотруднику и деятельному участнику по созданию храма сего отцу Михаилу Андрееву от глубоко признательного строителя Андрея Зенкова. 23 июля 1909 года». Правда и цена этого лота была не маленькая – полторы тысячи долларов! Мне помогла ее выкупить супружеская пара, неравнодушные и творческие люди, Карина Сарсенова и Марко Ауджелло. Я очень им благодарен. Это фото – вместе с современным видом собора, снятом с того же ракурса, теперь занимает почетное место у нас дома.
Но чудесно еще и то, что мне довелось познакомиться с внучкой отца Михаила Андреева. Она живет в Швейцарии и восемь лет назад посетила Алмату. Об самом же отце Андрее нам известно, что он был деятельным священником, входил в строительный комитет по возведению собора. В советское время его репрессировали, а семье в то тревожное время удалось попасть в Турцию, затем в Европу» - поведал ключарь Вознесенского собора.
Сегодня в средней части колокольни, довольно высоко, можно увидеть новую деталь. Небольшую табличку с именами тех, кто помогал средствами. Невооруженным глазом прочитать их довольно сложно: большая, но негромкая роль в истории.
Фото из архива Казахстанского Митрополичьего округа в г. Алматы
Источник - tengritravel.kz