65 лет назад ушел из жизни Дмитрий Поликарпович Багаев, уникальный фотограф и краевед Павлодарской области. Он запечатлел важнейшие исторические события XX века и отразил быт казахского народа.
Фотографии Дмитрия Поликарповича — подлинные шедевры. По сей день они представляют собой загадку для специалистов, искушенных в технике съемки, знающих все о возможностях фотографии прошлых веков и сегодня.
В юрте богатого баянаульского бая
Работы Багаева для историков и архивистов — бесценная фотолетопись прошлого Казахстана, достоверная и живая. Всматриваясь сегодня в фотоработы Багаева, зрители испытывают ощущение дежавю: кажется, что запечатленная реальность прошлого происходит наяву – здесь и сейчас, что ты сам стал персонажем этих снимков.
Талантливый человек талантлив во всем: Дмитрий Поликарпович вел дневник, в котором с такой же точностью, как и в своих фотографиях, запечатлел окружающую действительность, обозначив свою роль и место в ней: «Как только стал самостоятельным фотографом, немедленно решил испытать свои силы на фотовыставках.
«Подражая передвижникам и как революционер, я избрал темой для своих работ отрицательные стороны самодержавия: тяжелый труд, бедность, страдания и т.д. На всех выставках, где принимал участие, мои работы были отмечены наградами, а на Всероссийском конкурсе в 1912 году мне присуждена наивысшая награда Гран-при, за эти же работы Сибирское отделение географического общества избрало меня своим членом-корреспондентом», — вспоминал Багаев.
В 1915 году Багаев был мобилизован в армию, служил в Ново-Николаевске в 21-м Сибирском запасном полку в должности фотографа:
«В первые же дни революционных событий 1917 года командир нашего полка, герой империалистической войны полковник Злобин мне сказал: “Начинаются великие события, снимки этого времени будут иметь огромное историческое значение, а поэтому сейчас же бери фотоаппарат и иди в город, так как сейчас будут выступать воинские части, а наш 21-й полк первым пойдет под Красным знаменем”. С этого времени я твердо встал на вахту фотографа-историка».
И оставался на вахте фотографа-историка Дмитрий Поликарпович всю жизнь:
С первых дней коллективизации и строительства совхозов Багаев фиксировал все этапы.«В 1918 году возвратился в Павлодар: верный своему долгу, я всюду, где происходили события исторического значения, появлялся с фотоаппаратом, стараясь не пропустить ни одного момента»
Наступил момент, когда Павлодарский облисполком вынес решение об организации областного музея. Дмитрия Поликарповича назначили временно директором музея, а фотографию прикрепили к музею как подсобное предприятие.
До 1946 года музей не был включен в бюджетную смету, а потому все расходы по организации музея производились за счет прибылей от фотографии. Незадолго до начала войны Багаев демонстрировал свои работы в Музее этнографии и антропологии при академии наук в Ленинграде. Академик Нефедов в присутствии работников отдела Передней и Средней Азии выразил ему благодарность за то, что он не упустил случая увековечить кочевой быт, чего в Академии нет.
В советское время не было богатой технической оснащенности в области фотографии, поэтому Багаев сам мастерил недостающее:
«Случалось, отсутствовали в продаже фотопластинки. Изготовляя их домашним способом, мы успешно в 1941-1945 годы удовлетворяли потребности фронтовиков и их семейств. Я получил много благодарностей с фронта.
“Не откажите, сфотографируйте мою семью, а я за ваш счет убью трех фашистов”», — писал один снайпер.
Еще в 1905-ом, когда Дмитрию Багаеву исполнился 21 год, он открыл в Павлодаре собственный фотосалон. Его имя быстро стало брендом — так бы сейчас определили профессиональные качества фотографа.
Багаев за десятилетия творческой деятельности сформировал уникальнейшую фотоколлекцию — «Жизнь и быт казахского народа начала ХХ века», исключительное свидетельство истории. Дмитрий Поликарпович отображал повседневную жизнь казахов – в будничных, бытовых проявлениях. И сумел запечатлеть душу казахского народа, обычаи, показал красоту бескрайних степей, богатую природу края.
Он не только фиксировал в фотографиях историю, но и давал объективную оценку времени. Как оказалось, багаевские фотохроники со всей достоверностью зафиксировали исторически значимые события в Павлодарском Прииртышье — революцию, голод, коллективизацию, Великую Отечественную войну, целинную эпопею.
Дмитрию Багаеву были подвластны все жанры — пейзажи, портреты, репортажи с мест событий, жанровые фотозарисовки о повседневной жизни людей.
Краеведением он занимался до последних дней, оставаясь главным краеведом области. Историко-краеведческий музей, который Дмитрий Поликарпович основал и возглавил в 1942 году, стал его детищем. Работы Багаева получили признание в Казахстане и далеко за его пределами, а с течением времени багаевское фотонаследие обретает все большую ценность. Сегодня приходит понимание, что при всей технической вооруженности и изощренности современной фотографии, она в чем-то утрачивает настоящую подлинность и безыскусность, что было присуще работам Дмитрия Багаева.
Жанровые этнографические зарисовки — наиболее интересная часть огромной фотоколлекции Центрального государственного музея кинофотодокументов и звукозаписей РК в городе Алматы. Багаевские негативы, которые хранятся в архиве, это — оригиналы на стекле. Спустя более ста лет после их создания, качество негативов не изменилось, более того, именно негативы на стекле и сделанные с них фотоотпечатки гораздо качественнее, чем то, что производится сегодня современными фотоустройствами. В фотонаследии Дмитрия Багаева особняком стоят фотографии храмов Прииртышья. Эти снимки стали своеобразными памятниками исчезнувших с лица земли уникальных архитектурных строений – в ходе большевистской борьбы с верой, церквями.
В Павлодарском Прииртышье 1919 – 1990 гг.» — в конце XIX — начале XX веков в городе было четыре православных храма: деревянная церковь Флора и Лавра и три кирпичных — Владимирский собор, Воскресенская кладбищенская церковь и Свято-Троицкий кафедральный собор. Увы, до конца ХХ века не дожила ни одна из них – какие-то сгорели, какие-то разрушены советской властью, другие – временем.
Сегодня нетрудно догадаться, как подчас тяжела была судьба героев его фотографий: люди жили в бедности, голоде, но при этом были полны жизни. Любопытно, что Багаев умел сделать незаметным свой фотоаппарат, когда снимал людей – они оставались раскованными, непосредственными перед объективом, открывали душу фотографу. В истории всего Казахстана среди множества замечательных мастеров фотографии Багаев стоит особняком. Его работам присущи не только достоверность, искренность, но и истинная любовь к своему родному краю.
Фото из архива Дмитрия Багаева
Источник - esquire.kz