Кавалер ордена «Кұрмет», председатель Союза ремесленников РК Айжан Беккулова – хэдлайнер многих арт-событий в Алматы, медийная личность. В Государственном музее искусств имени Абильхана Кастеева работает ее персональная выставка «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»), посвященная юбилею художницы. В экспозиции поражает разнообразие тем и техник, с помощью которых автор воплощает свои невероятные замыслы. Это и живопись, ковка, коллажи, инсталляции, лепка, шитье, костюмы.
Айжан Беккулова
Айжан Беккулова и есть представитель генерации замечательных людей нашей страны. Своей жизнью она распоряжается как художник и арт-менеджер. Но изначально Айжан была дипломированным экономистом. Закончив с красным дипломом Институт народного хозяйства, сдала даже кандидатский минимум. Но в своем исследовательском порыве, в изучении законов экономики, вдруг остановилась: «Я поняла, что экономическая наука для меня скучна. Ещё в школьные годы мечтала о каких-то творческих занятиях, о журналистике. Но от этой профессии меня отговорил отец-журналист. И правильно: в годы юности в Казахстане было всего две-три газеты, и журналистика явно не кормила людей».
Персональная выставка «ЖЗЛ» в Музее Кастеева
Айжан успела поработать пару лет по своей экономической специальности во Всесоюзном научно-исследовательском институте технологии арматуростроения (Алма-Ата). Но девушка лишь убедилась, что ей невыразимо скучно этим заниматься. И тут подруга предложила ей вакансию директора кинокартины на киностудии. Айжан предпочла неизвестность, чем продолжать заниматься привычной, но скучной работой: «Для меня это было совершенно новое. Ещё тогда не было слова «продюсер». И я не совсем понимала свои обязанности. Но моя мама, очень смелый человек, сказала мне, что свои 120 рублей я всегда заработаю. И поэтому нужно идти и пробовать – не понравится, можно всегда найти себе что-то новое».
Экспонат выставки. Дверь
И с того момента у Айжан Беккуловой начались десять лет активной жизни на киностудии «Казахфильм». Это была дверь в иной мир. «Я сотрудничала с интереснейшими людьми, мэтрами советского кино. С Сергеем Соловьёвым, Сергеем Бодровым и Ираклием Квирикадзе, Георгием Данелия, Алексеем Германом. Это был интересный период, иная насыщенная жизнь. Я училась новым вещам. Проработав на киностудии «Казахфильм» десять лет, я поняла, что хочу сама руководить своей жизнью, а не подчиняться».
Должность директора картины обязывала Айжан слушаться режиссёра, оператора, других членов съемочной группы: «Всем создавала оптимальные условия, забывая про себя, свои интересы. Думаю, что я была хорошим директором картины, так как очень старалась».
Экспонат выставки ЖЗЛ
На «Казахфильме» той поры снимали, по словам Айжан, «фантастически интересные фильмы» – работали режиссеры так называемой «новой волны казахского кино» - Серик Апрымов, Абай Карпыков, Рашид Нугманов, Ардак Амиркулов, Дарежан Омирбаев, другие режиссеры, составившие славу казахстанского кино. Снимались такие ленты, как «Сладкий сок внутри травы» режиссера Сергея Бодрова-старшего при участии Амана Альпиева, «Бойся, враг, девятого сына» Виктора Чугунова, «Непрофессионалы» Сергея Бодрова, «Сестра моя Люся» Ермека Шинарбаева, «Мой дом на зелёных холмах» Асии Сулеевой, «Чужая белая и рябой» (совместно с «Мосфильмом») режиссера Сергея Соловьева, «Балкон» Калыбая Салыкова, знаменитая «Игла» Рашида Нугманова, «Волчонок среди людей» Талгата Теменова и другие выдающиеся фильмы.
Экспонат Согым. Войлок
Стихия кино захватила Айжан Беккулову почти на десять лет: «Но пришёл период, когда надо было уходить. Я поменяла специальность. Мне очень хотелось закончить какие-нибудь курсы. Думала получить новые навыки, знания – о композиции, цветоведении».
Айжан на киностудии окружали творческие люди, и она почувствовала этот зов созидания. Ее привлекали живопись, графика, художественное ткачество. И это все великолепно получалось у вчерашнего экономиста. Но ей хотелось, чтобы это излюбленное занятие имело какой-то более профессиональный характер. «Не собиралась этим зарабатывать. Хотя был период, когда я вязала на заказ. Но мне хотелось, чтобы я грамотно использовала цвета, композицию. Стремилась быть профессионалом в этой области».
Экспонат выставки
Айжан Беккулова осознала необходимость профессионального художественного образования и – поступила в Алматинский театрально-художественный институт. Диплом получила в судьбоносном 1993 году. Теперь у Айжан была новая специальность - «художник декоративно-прикладного искусства».
Так из физика Айжан Беккулова превратилась в лирика. Художник-прикладник поняла: «Все движется, развивается, только надо захотеть. Существует понятие «насмотренности». И когда ты погружаешься в среду, приходит понимание, что все можно одолеть». Айжан не только кардинально меняла свою жизнь, но и придавала ей ускорение: «Занялась общественной деятельностью. Я была вице-президентом Лиги женщин творческой инициативы».
Ангел
Организация объединяла вокруг себя сообщество творческих коллег: «Активная общественная жизнь меня вдохновляла, но со временем я поняла, что мне остро недостаёт творчества – самореализации». Прекрасные красочные гобелены Айжан Беккуловой увидели зрители в США, во Франции, Петербурге. Но и казахстанская художница познакомилась с тем, что делают коллеги за границей. Лига начала сотрудничество с американской организацией «Помощь ремесленникам»: «Наверное, я в первый раз столкнулась с нашими отечественными ремесленниками как явлением. И поняла, что мы безнадежно отстаём практически от всех центрально-азиатских стран. Было печально. И я начала помогать нашим ремесленникам как могла – мы вместе разрабатывали дизайн, постигали жанровые особенности. Но нужно было выводить это на более профессиональный уровень».
Фото на память
Появилась общественная организация, фонд «Our Heritage»-«Наше наследие», вслед за этим – Союз ремесленников Казахстана. «Мы официально зарегистрировали эту организацию в 2012 году, объединившись со всеми регионами страны. Активно работаем по сей день. Я проводила республиканский конкурс «Шибер», возила людей по миру. Сотни наших ремесленников побывали за рубежом. Провожу много обучающих семинаров и приглашаю тренеров, не только из Казахстана, но и иностранных – дальнего и ближнего зарубежья. Нам удалось создать большую, великолепную семью – отечественные ремесленники стали едиными: если бы это было формально, они бы не трудились ночами». Этот год для Союза ремесленников выдался сложным. В некоторых регионах Казахстана случились паводки. И очень многие фонды закрыли финансовую поддержку для ремесленников. «Но, я надеюсь, что следующий год будет более благоприятным».
Экспонат. Фигуры
Скоро состоится большое событие – шестидесятилетний юбилей Всемирного ремесленного совета. В декабре эта большая дата будет праздноваться в Джайпуре (Индия): «И большая группа отечественных ремесленников едет туда».
Айжан Беккулова убеждена, что ей удалось создать сообщество единомышленников: «И даже если я сейчас уйду, сообщество будет существовать. Союз ремесленников уже функционирует – устойчиво, стабильно. Когда мы его только создавали, мне представлялось, что это не реально сделать. Но, оказалось, что все возможно. Только нужно желание и терпение».
Фото автора