Это одна из древнейших икон русского происхождения. Самой древней в России считается Владимирская икона Божией Матери, написанная в Византии в первой трети XII века.
На днях в российском Владимире открылась выставка «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. Новое обретение», которая рассказывает о трудной судьбе почитаемых святынь в современном мире. Об этом сообщает АПН со ссылкой на The Art Newspaper Russia.
История Боголюбской иконы представляет собой настоящую драму. Созданная в XII веке для князя Андрея Боголюбского, она на протяжении веков являлась своего рода палладиумом - священным оберегом государства.
По преданию, в 1155 году во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.
В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили её сохранность как плохую. Во 2-й половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. В 1993 году икона была передана из Владимирского музея-заповедника в Свято-Успенский девичий Княгинин монастырь во Владимире, где выставлялась в специальной герметичной витрине. В 2009 году стало ясно, что витрина оказалась не такой уж и герметичной, что приводило к постоянным колебаниям температуры и влажности, вызывая появление плесени на доске из-за живых цветов, стоявших поблизости. Икону удалось извлечь из храма, и в течение многих лет она оставалась на столе у реставраторов во Владимиро-Суздальском музее, которые сначала не знали, как приступить к восстановительным работам. Реставрация продолжалась до 2016 года, в ходе которой удалось вылечить и укрепить «Боголюбскую» и даже раскрыть слои первоначальной живописи. Работы проводил высококвалифицированный реставратор ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря - Александр Горматюк. В том же году «Боголюбская» была удостоена премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация».
Несмотря на улучшение состояния, в течение всех этих лет икону не демонстрировали публике, даже на отчетной выставке в Грабарях (там представлялись только реставрационные документы, фотографии и прочее). Для того, чтобы снова показать «Боголюбскую» миру, потребовался очень важный повод и обширная подготовительная работа. Таким поводом стало празднование 1000-летия Суздаля, в которое активно вовлечен музей, в котором хранится икона.
Автор концепции и куратор выставки — Александр Горматюк, который и спас икону. Однако, спасение не привело к полному восстановлению: на открытии выставки он отметил, что задняя поверхность иконы по-прежнему имеет текстуру поролона, и определить, из какого дерева она изготовлена, невозможно. Представленная им выставка, кажется, отражает точку зрения реставратора на идеальный способ демонстрации древней иконы.
Первый зал представляет собой экспозицию, посвященную процессу реставрации: зрители знакомятся с фотографиями и видеозаписями иконы на различных этапах ее восстановления, узнают о людях, методах и инструментах, использованных для ее спасения.
Второй зал фокусируется на искусствоведческих аспектах: зрителям рассказывается о значимости «Боголюбской» для русского народа и ее влиянии на другие произведения искусства. Здесь представлены исторические контексты и анализ стилистических особенностей иконы.
Наконец, третий зал представляет собой святилище, где основным экспонатом является сама икона. Этот зал оформлен как место сакрального значения, где посетители могут погрузиться в атмосферу поклонения и внутреннего возвышения.
Зал, погруженный во мрак, лишь едва освещен единственным лучом света, который падает на икону, находящуюся в едва различимой защитной капсуле. Вокруг царит прохлада и тишина, создавая атмосферу, напоминающую древние подземелья; сенсорная депривация заставляет посетителей максимально сосредоточиться на единственном предмете в зале. Для сохранения оптимального климата в зал пускают не более десяти человек одновременно, а время пребывания в нем ограничено всего несколькими минутами. Александр Горматюк надеется, что если такая концепция сработает, икону можно будет оставить в музее как постоянный экспонат, однако пока рано делать определенные выводы.
Фото: TheArtNespaperRussia