Сумбурный поток времени вторично вынес на поверхность знаменитую находку казахстанских археологов советского времени. «Золотой человек» из семиреченского «кургана Иссык» стал привычным символом суверенного Казахстана. И стал лейблом, предметом спекуляций и источником выверенных конъюнктурой вдохновений. Выхолащивающие суть изображения и огромные тиражи разорительны для него не менее, нежели алчные руки грабителей и разорителей курганов древности.
Степенные степные пирамиды
Иссык древнее Москвы, Киева и даже Астаны. За пятьсот лет до Рождества Христова здесь, у подножия Небесных гор, гомонила и кипела людская жизнь. Правда, не осталось от того Происсыка ни стен, ни рвов, ни цитадели, потому что, скорее всего, никогда их у него и не было – жили-то тут в те стародавние времена легендарные саки, родичи не менее легендарных скифов. А у кочевников – какие города?
Но историки считают, что именно в этом месте, где норовистая река Иссык, знаменитая своими селями, вырывается из горной теснины в степь, собирались зимовать представители одного из сильных сакских родов. Здесь находилось что-то вроде их зимней столицы. И не только политической, но и духовной. Об этом свидетельствует громадный родовой некрополь, в курганах которого обретали последнее пристанище лучшие представители племенной знати.
Сегодня мы можем только гадать о тех неведомых ритуалах, которые сопровождали древние «царские» похороны. Одно несомненно – дни эти были далеко не рядовыми в обычной жизни степных обитателей.
О серьезности подхода древних жителей Иссыка к проводам ближних в дальние миры красноречивее всего ведают сами курганы – истинные степные пирамиды. Утверждают, что многие из них не только форму первоначально имели почти ту же, что знаменитые египетские, но даже были «облицованы» камнем.
Неужели Степь знала об одном из чудес света и подражала примеру египетских фараонов Древнего царства? Ведь и тут покойник обеспечивался не только всем необходимым для «дальнейшей» жизни, но и такой же надежной защитой от всяких случайностей для упокоенного тела, как и отправляемый в безвозвратное путешествие на Запад усопший с берегов Нила.
Не будем спешить с обобщениями. В конце концов, смерть неминуема для всех жителей Земли. И как относиться к новопреставленными, человечество никогда толком не ведало.
Золотое проклятие
В курганах находят золото. Этот известный любому пользователю факт наполняет древние некрополи необыкновенной притягательной силой.
Степи, предгорья и горные долины Семиречья пузырятся сотнями, тысячами и сотнями тысяч курганов. И в каждом клад?
Золотой призрак преследовал археологов с самых первых раскопок. Только очень наивные журналисты вполне верят гордым заверениям ученых, что, дескать, золото их вовсе не волнует и есть вещи поценнее. Как может не волновать золото, в силу хотя бы того, что именно из него создавались самые совершенные произведения искусства кочевых народов!
Так что это ученое равнодушие не более, нежели поза, самоутешение человека, посвященного в реальное положение дел. И осознающего, что золото в кургане, дошедшем нетронутым до нашего времени – это нонсенс, дикая случайность, абстрактная посылка. За долгую историю курганы граблены столько раз, что надеяться можно лишь на случай!
И, хотя наука плохо уживается с абстракциями, случаи все же имеют место быть. Они-то и настраивают на оптимизм. Нашли же нетронутую гробницу царевича Тутанхамона в еще более переграбленных гробницах Древнего Египта? А скифское золото Куль-оба, украшающее ныне Специальную кладовую Эрмитажа? Все знают, что отыскали его вообще в разграбленном кургане, из которого грабитель просто не сумел выбраться – был завален рухнувшими сводами своего ненадежного лаза. А значит...
Искать надо!
Сокровенный мираж над Семиречьем
Золотой мираж висел над курганами Семиречья целый век, будоража тщеславие исследователей, и каждый раз при вскрытии очередной погребальной камеры заставлял сердца биться в форсированном режиме. Как часто случайный блеск «оброненной запонки» грозил в такие моменты археологам предынфарктными состояниями!
Потому раскопки курганов продолжались непрерывно. Даже если в них не замечали ничего выдающегося с точки зрения обывателя, любые раскопки все равно работали на науку. К тому же, исследователи были подчеркнуто «равнодушны» к сокровищам.
Ну-ну...
Курганы копали. Но «большого золота» не было. Похоже, древние семиреченские грабители не оставили своим ученым последователям никаких надежд – все выгребалось тщательно и подчистую.
И каждый год, после каждого полевого сезона, в отчетах появлялись трафаретные записи: «Курган разграблен в древности», и дальше шло дежурное описание костей, керамики, полуистлевшего железа, до дыр иззеленевшей бронзы – всего того, на что не позарились стародавние воры.
К тому, что золота нет, стали даже привыкать. Ну нет, так нет.
Нечаянная находка и случайная утрата
И, наконец, привыкли настолько, что тот самый момент, когда оно, наконец, блеснуло в боковом погребении моментально прославившегося «кургана Иссык», к нему и готовы-то толком не оказались!
Это случилось весной 1970 года.
Правда, сами раскопки начались годом ранее, когда инициаторам расширения автобазы начал мешать находившийся на территории курган. Часто такие помехи просто сносились втихаря, но тут так не получилось, и ради спокойствия (формально такой самодеятельный снос памятника влек за собой уголовное преследование) руководству пришлось пригласить археологов.
Раскопки возглавил знаменитый Кемаль Акишев, патриарх казахстанской археологии. А помогал ему Бекмуханбет Нурмухамбетов, благодаря подвижничеству которого уже в нынешнем столетии на месте того, что осталось от обширного некрополя, возник музей-заповедник «Иссыкские курганы».
Основная могила оказалась грабленой-переграбленой еще в древности. Но на прощание решено было пройтись бульдозером по окрестностям. Вот тут-то, в боковом погребении, и мелькнуло золото.
Несколько дней к расчистке не приступали из-за дождей, превративших погребальную камеру в анатомическую ванну с грязью вместо хлороформа.
А когда наконец подсохло, первыми у золота оказались местные мальчишки, исхитрившиеся «оторвать ногу» костяка и порастащить часть драгоценного металла. Что-то удалось вернуть, но... «Занимательные истории» о пацанах, в карманах которых вместе с советскими копейками находились бляшки из чистого золота, ходили по Иссыку еще долго.
Сакский царевич (или царевна): окончательная смерть
…Он так и появился на прорисовках – без правой ноги. Одноногий Золотой воин. Кто был он? Юноша лет восемнадцати вполне европейского, как и большинство саков, облика. Из семьи с доходами выше среднесакского уровня.
Но для того, чтобы находка приняла тот вид, в котором ныне Золотой человек известен всему миру, потребовалась многолетняя кропотливая работа инженера-реставратора Содомских, который не только реанимировал обличие царственного юноши, но и изготовил уникальные муляжи, не отличимые от оригинала.
Золото на многие годы заняло сейф Института истории, археологии и этнографии местной Академии наук, а муляжи поехали по миру, разнося славу об археологической удаче наших ученых.
Так бы все и тянулось неизвестно сколько времени, если бы Казахстан не стал суверенным государством. Тут-то и вспомнили снова о Золотом человеке из кургана Иссык. Суверенному государству нужны суверенные символы.
Вот тогда и начались, как говорится, «инсинуации». Золотой человек вновь занял высокие позиции в информационных рейтингах. И чего только о нем не писали! Появилась бредовая мысль, что «юноша из кургана Иссык», никакой не юноша, а девушка! Сакская амазонка.
Смысл предположения абсурден. Любой первокурсник мединститута подивится такому предположению – ведь для установления гендерной истины достаточно бегло взглянуть на череп.
Но смысл абсурден, если не знать всего. Взглянуть на череп невозможно. Потому что черепа нет. Потерялся. Канул в историю. Навечно? Кто знает. Ведь неизвестно даже примерно, где его искать...
А кто может указать сегодня на тот курган, в котором «прибыл» к нам Золотой человек? Никто! Потому что курган этот также не существует. Бульдозер закончил свое дело сразу же, как только ушли археологи...
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора

