Золотой человек из Иссыка: как юноша стал девушкой и потерял голову | Агентство православных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Золотой человек из Иссыка: как юноша стал девушкой и потерял голову

Золотой человек из Иссыка: как юноша стал девушкой и потерял голову

Сумбурный поток времени вторично вынес на поверхность знаменитую находку казахстанских археологов советского времени. «Золотой человек» из семиреченского «кургана Иссык» стал привычным символом суверенного Казахстана. И стал лейблом, предметом спекуляций и источником выверенных конъюнктурой вдохновений. Выхолащивающие суть изображения и огромные тиражи разорительны для него не менее, нежели алчные руки грабителей и разорителей курганов древности.

Степенные степные пирамиды

Иссык древнее Москвы, Киева и даже Астаны. За пятьсот лет до Рождества Христова здесь, у подножия Небесных гор, гомонила и ки­пела людская жизнь. Правда, не осталось от того Происсыка ни стен, ни рвов, ни цитадели, потому что, скорее всего, ни­когда их у него и не было – жили-то тут в те стародавние времена легендарные саки, родичи не менее легендарных скифов. А у кочевников – какие города?

Но историки считают, что именно в этом месте, где но­ровистая река Иссык, знаменитая своими селями, вырывается из горной теснины в степь, собирались зимовать пред­ставители одного из сильных сакских родов. Здесь находилось что-то вроде их зимней столи­цы. И не только политической, но и духовной. Об этом свиде­тельствует громадный родовой некрополь, в курганах которо­го обретали последнее пристанище лучшие предста­вители племенной знати.

Сегодня мы можем только гадать о тех неведомых ритуа­лах, которые сопровождали древ­ние «царские» похороны. Одно несомненно – дни эти были далеко не рядовыми в обычной жизни степных обитателей.

О серьезности подхода древних жителей Иссыка к проводам ближних в дальние миры красноречивее всего ведают сами курганы – истинные степные пирамиды. Утверждают, что многие из них не только форму первоначаль­но имели почти ту же, что зна­менитые египетские, но даже были «облицованы» камнем.

Неужели Степь знала об одном из чудес света и подражала примеру египетских фараонов Древнего царства? Ведь и тут покойник обеспечивался не только всем необходимым для «дальней­шей» жизни, но и такой же надежной защитой от всяких случайностей для упокоенного тела, как и отправляемый в безвоз­вратное путешествие на Запад усопший с берегов Нила.

Не будем спешить с обобщениями. В конце концов, смерть неминуема для всех жителей Земли. И как относиться к новопреставленными, человечество никогда толком не ведало.

Золотое проклятие

В курганах находят золото. Этот известный любому пользователю факт наполняет древ­ние некрополи необыкновен­ной притягательной силой.

Степи, предгорья и горные долины Семиречья пузырятся сотнями, тысячами и сотнями тысяч курганов. И в каждом клад?

Золотой призрак пресле­довал археологов с самых первых раскопок. Только очень наив­ные журналисты вполне верят гордым заверениям ученых, что, дескать, золото их вовсе не волнует и есть вещи поцен­нее. Как может не волновать золото, в силу хотя бы того, что именно из него создавались самые совершенные произведения искусства кочевых народов!

Так что это ученое равнодушие не более, нежели поза, са­моутешение человека, посвя­щенного в реальное положе­ние дел. И осознающего, что золото в кургане, дошедшем нетронутым до на­шего времени – это нонсенс, дикая случайность, абстракт­ная посылка. За долгую исто­рию курганы граблены столь­ко раз, что надеяться можно лишь на случай!

И, хотя наука плохо ужива­ется с абстракциями, случаи все же имеют место быть. Они-то и настраивают на оптимизм. На­шли же нетронутую гробницу царевича Тутанхамона в еще более переграбленных гроб­ницах Древнего Египта? А скифское золото Куль-оба, ук­рашающее ныне Специальную кладовую Эрмитажа? Все зна­ют, что отыскали его вообще в разграбленном кургане, из кото­рого грабитель просто не су­мел выбраться – был завален рухнувшими сводами своего ненадежного лаза. А значит...

Искать надо!

Сокровенный мираж над Семиречьем

Золотой мираж висел над курганами Семиречья целый век, будоража тщеславие исследователей, и каждый раз при вскрытии очередной по­гребальной камеры заставлял сердца биться в форсирован­ном режиме. Как часто случай­ный блеск «оброненной запон­ки» грозил в такие моменты археологам предынфарктными состояниями!

Потому раскопки курганов продолжались непрерывно. Даже если в них не замечали ничего выдающегося с точки зрения обывателя, любые раскопки все равно работали на науку. К тому же, исследователи были подчеркнуто «равнодушны» к сокровищам.

Ну-ну...

Курганы копали. Но «большого золота» не было. Похоже, древние семиреченские грабители не оста­вили своим ученым последо­вателям никаких надежд – все выгребалось тщательно и под­чистую.

И каждый год, после каждого полевого сезона, в от­четах появлялись трафаретные записи: «Курган разграблен в древности», и дальше шло дежурное описание костей, ке­рамики, полуистлевшего железа, до дыр иззеленевшей бронзы – всего того, на что не позарились стародавние воры.

К тому, что золота нет, ста­ли даже привыкать. Ну нет, так нет.

Нечаянная находка и случайная утрата

И, наконец, привыкли настолько, что тот самый момент, когда оно, наконец, блеснуло в боковом погребе­нии моментально прославившегося «кургана Иссык», к нему и гото­вы-то толком не оказались!  

Это случилось весной 1970 года.

Правда, сами раскопки начались годом ранее, когда инициаторам расширения автобазы начал мешать находившийся на территории курган. Часто такие помехи просто сносились втихаря, но тут так не получилось, и ради спокойствия (формально такой самодеятельный снос памятника влек за собой уголовное преследование) руководству пришлось пригласить археологов.

Раскопки возглавил знаменитый Кемаль Акишев, патриарх казахстанской археологии. А помогал ему Бекмуханбет Нурмухамбетов, благодаря подвижничеству которого уже в нынешнем столетии на месте того, что осталось от обширного некрополя, возник музей-заповедник «Иссыкские курганы».

Основная могила оказалась грабленой-переграбленой еще в древности. Но на прощание решено было пройтись бульдозером по окрестностям. Вот тут-то, в боковом погребении, и мелькнуло золото.

Не­сколько дней к расчистке не приступали из-за дождей, превративших погребальную камеру в анатомическую ванну с грязью вместо хлороформа.

А когда наконец подсохло, первыми у золота оказались местные    мальчишки, исхитрившиеся «оторвать ногу» костяка и порастащить часть драгоценного металла. Что-то удалось вернуть, но... «Занимательные истории» о пацанах, в карманах которых вместе с советскими копейками находились бляшки из чистого золота, ходили по Иссыку еще долго.

Сакский царевич (или царевна): окончательная смерть

…Он так и появился на про­рисовках – без правой ноги. Одноногий Золотой воин. Кто был он? Юноша лет восемнад­цати вполне европейского, как и большинство саков, облика. Из семьи с доходами выше среднесакского уровня.

Но для того, чтобы находка приняла тот вид, в котором ныне Золотой человек извес­тен всему миру, потребова­лась многолетняя кропотливая работа инженера-реставрато­ра Содомских, который не только реанимировал обличие царственного юноши, но и из­готовил уникальные муляжи, не отличимые от оригинала.

Золото на многие годы заняло сейф Института истории, археологии и этнографии мес­тной Академии наук, а муляжи поехали по миру, разнося сла­ву об археологической удаче наших ученых.

Так бы все и тянулось неиз­вестно сколько времени, если бы Казахстан не стал суверенным государст­вом. Тут-то и вспомнили снова о Золотом человеке из кургана Иссык. Суверенному государ­ству нужны суверенные символы.

Вот тогда и начались, как говорится, «инсинуации». Золотой человек вновь занял высокие позиции в информационных рейтингах. И чего только о нем не писали! Появилась бредовая мысль, что «юноша из кургана Иссык», никакой не юноша, а девушка! Сакская амазонка.

Смысл предположения абсурден. Любой первокурсник мединститута подивится такому предположению – ведь для установления гендерной истины достаточно бегло взглянуть на череп.

Но смысл абсурден, если не знать всего. Взглянуть на череп невозможно. Потому что черепа нет. Потерялся. Канул в историю. Навечно? Кто знает. Ведь неизвестно даже примерно, где его искать...

А кто может указать сегодня на тот курган, в котором «прибыл» к нам Золотой человек? Никто! Потому что курган этот также не существует. Бульдозер закончил свое дело сразу же, как только ушли археологи...

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также