У стоп Растворившегося. О «Больших Буддах» | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

У стоп Растворившегося. О «Больших Буддах»

У стоп Растворившегося. О «Больших Буддах»

Огромные статуи – признак величия того, кто их воздвиг. Так, по крайней мере, полагают сами инициаторы. Среди колоссов наиболее органично и естественно выглядят вовсе не изображения людей. А статуи божеств. Они, кстати, всегда долговечнее тех памятников, которые всуе ставят своим современникам (а то и себе), не прошедшим утверждения историей.

Статуи божеств в этом отношении куда оправданней. Если это конечно не всуе поставленный Золотой телец. В данном случае и великая величина монументов естественна – это знак осознания их превосходства и значимости.

В плане традиции, крайне любопытны «большие Будды», ваяние которых до сих пор характерно для стран, исповедующих буддизм. Где считается, кстати, что такие колоссы обладают не только внушительными размерами, подавляющими воображение, но и огромной «внутренней силой», способной влиять на окружающий мир.

Посмотрим на некоторые.

Паттайя: Холм Пра Тамнак

Из всех «больших Будд» один из самых известных возвышается над кварталами Паттайи – всемирного блудилища на берегу Сиамского залива. Благодаря тому, что Будда Сукхотай входит (наряду с музеем бутылок, магазинами камней и крокодиловой фермой) в перечень местных достопримечательностей, фото на фоне 18-метрового гиганта имеется в коллекции каждого туриста, посетившего эту популярную тайскую «здравницу».

Персонажи снимков, при этом, даже и не думают, что совершают кощунство, поворачиваясь тылами к святой статуе. Впрочем, на фоне всего прочего, творящегося в Паттае, это святотатство выглядит самым детским.

Колоссальный Будда, в ответ, лишь загадочно улыбается своей монолизовской улыбкой. Его все это вряд ли волнует.

Бангкок: Ват По

Но в Таиланде есть куда более колоссальные статуи Просветленного. Самая известная – конечно же «Лежащий Будда» из популярного столичного монастыря Пхо.

Если бы этот 46-метровый гигант вдруг встал на ноги, то даже знаменитый Колосс Родосский выглядел бы рядом с ним задорным недорослем!

Но подыматься Будда уже не станет, потому что в данной иконографии воплощена финальная квинтэссенция всего его озарения. Это ведь не просто какой-то момент послеобеденного отдыха Учителя – а то самое заветное «растворение» в нирване, должное избавить индивидуум от цепи бессмысленных и мучительных перерождений.

О масштабах же лежащей статуи свидетельствует то, что даже в таком положении она возвышается над зрителем на полтора десятка метров!

Бангкок: Ват Траймит

На фоне таких гигантов трехметровая статуя из другого монастыря Бангкока – Траймит, что в Китайском квартале, должна бы выглядеть вовсе незаметной. Если бы не она была целиком отлита из пяти с половиной тонн золота. Что делает ее не только самой крупной скульптурой из золота, но, соответственно, еще и самой ценной статуей из всех имеющихся ныне в поле зрения массовых посетителей.

Блеск золота ежедневно привлекает к Золотому Будде тысячи посетителей, что делает монастырь Траймит одной из самых высокодоходных святынь Таиланда. Особенно, конечно, это возбуждает китайских туристов, для которых богатство и есть главный предмет поклонения.

Пекин: Придворный храм Юнхэгун

Пожалуй, если что-то и сравнится со златым кумиром из тайского монастыря по материальной ценности, так это статуя Будды Матрейи из монастыря китайского. 18-метровая фигура из ламаистского храма Юнхэгун в Пекине, хотя и покрыта лишь позолотой, но ценна не этим. А тем, что сделана она из цельного 25-метрового ствола (нужно учитывать еще и основание!) драгоценного сандалового дерева. Дерева, найденного и срубленного в далекой Индии.

Известно, что доставка этого ствола, длившаяся три года, была операцией, сопоставимой с перетаскиванием знаменитого Гром-камня для Медного Всадника. Бесценный ствол (подарок Далай-ламы Седьмого) волокли через гималайские перевалы, по заоблачному Тибету, а уж после, на месте, вырезали из него статую Грядущего Будды.

Поллонарува: Гал Вихара  

Но мне лично из всего обилия «больших Будд» (здесь я могу говорить лишь о некоторых из них) наиболее впечатляющими показались четыре сиенитовых изображения из Гал Вихары – «Скального монастыря», расположившегося среди руин и джунглей в самом дальнем краю Поллонарувы, одной из древних столиц Шри-Ланки. Вырезанные из крепчайшей скалы еще в XII веке при царе Паракрамабаху Великом, они до сих пор являются объектами сакрального благоговения и поклонения.

И хотя время лишило фигуры внешнего декора (подобно всем другим они, наверняка, были покрыты золотом и драгоценными тканями), первобытная фактура камня лишь прибавила этим «буддам» значимости. Являясь плотью от плоти самой Земли, они несут всему окружающему явное ощущение нечеловеческой мощи и космической энергии.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также