Свадьба в СССР: нас венчали не в церкви | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Свадьба в СССР: нас венчали не в церкви

Свадьба в СССР: нас венчали не в церкви

Чем советские свадьбы отличались от нынешних? Во-первых, своей традиционной унифицированностью. Хотя, конечно, случались и тогда оригиналы, желавшие повыпендриваться и затмить всех прочих экстраординарным началом семейной жизни, они были скорее исключением.

Так что главным принципом типовой советской свадьбы оставался посыл «чтоб как у всех», а не «что-то такое-этакое». Во-вторых? Светскостью. Венчание в церкви, равно как и закрепление отношений муллой, если и случались, то достоянием общественности не становилось. А, в-третьих, затратами?

Брачующиеся студенты

Сами молодые редко «платили за музыку», но их право «заказа» обычно учитывалось. Кому-то важно было продемонстрировать всем окружающим материальную силу и мощь своего чувства, а кто-то предпочитал скромную вечеринку, позволяющую потратить сэкономленные средства на обзаведение имуществом или свадебное путешествие.

Сколько тратили на проведение свадебного торжества в Советском Союзе, зависело не столько от благосостояния брачующихся, сколько от внутрисемейного представления о том, какой должна стать свадьба отпрысков. Но, если не считать традиционалистов из южный республик и некоторых представителей партноменклатуры, траты оставались разумными.

Нужно сказать, что в те достославные времена молодежь редко тянула с созданием семьи. Так что в студенческой среде, к примеру, редкий орлик вылетал из стен родного альма-матера неокольцованным.

Студенческие свадьбы, особенно вдалеке от родного дома, вообще-то славились своей нарочитой непритязательностью. И бесшабашной разнузданностью. На их проведение часто уходили собственные деньги молодых, полученные за работу в ССО, а потому и спрос с них был соответствующий. Вот уж где никто не акцентировал внимания на том, что было на столе, более упиваясь тем, что творилось вокруг.

Не ходите девки замуж...

Несколько особняком стояли сельские свадьбы, особенно «в глубинках» (а еще особеннее – в национальных). Где, мало того, что ко всему подходили куда серьезнее и капитальнее, но еще сохранялись какие-то элементы традиционных брачных церемоний, о которых «помнили старики». Хотя, конечно, и там апофеозом служило закрепление акта представителем советской власти в сельсовете или клубе.

Несмотря на то, что свадебное торжество повсеместно дошло в СССР до 1970-80-х годов капитально выхолощенным и вычищенным «от пережитков» (в старые времена, как известно, церемония длилась несколько дней, а предшествующий процесс мог тянуться несколько лет), в данное время накатила волна некоего интереса к «наследию отцов».

В основном в виде удалых «мальчишников», предваряющих знаменательный день и всяких веселых манипуляций с невестой, которую нужно было отыскать и «выкупить». На выкуп, как правило, уходила пара-тройка бутылок горячительного: разлитое по граненым стаканчикам, оно неизменно размягчало даже самую грозную защиту.

Мой миленочек - хорош!

Как вообще-то относились к спиртному на советских свадьбах? Очень даже положительно. Свадьбы без водки, по слухам, бывали, но… Где-то там, далеко (не в нашем районе!) – я по крайней мере ни одной такой не припомню. Более того, море разливанное и составляло то заветное, что делало любую свадьбу полноценной и состоятельной.

Ну, а если где и отмечали с полной отдачей, то в рабочих компаниях и колхозах-совхозах… Какая свадьба – без драки?

Без драки, однако, обходились сплошь и рядом. А вот без танцев – никогда. В былые времена плясали под живую музыку. Гармонь, правда, я не застал, но иерихонские звуки вокально-инструментальных ансамблей запомнились ярко. А позже и «дискотеки».

Чаще во времена моей юности танцевали под проигрыватель или магнитофон. А потом и вовсе начали приглашать живых «диск-жокеев» – со «звуком» и «светом».

Что пели и где гуляли

Еще одним непременным атрибутом советских свадеб позднего периода являлось обилие всяких заранее подготовленных сценок, шутливых песен и веселых монологов. На тему прелестей уходящей «вольной жизни» и сложностей наступающей «жизни семейной». Этакий подарок от креативных гостей для молодых и их родителей.

Особенно характерно это было в студенческой и интеллигентской среде. Шутки, надо признать, далеко не всегда бывали политкорректными и безобидными. Не случайно самым печальным персонажем на свадьбе часто бывал жених.

Где проходили застолья? Еще в 1960-е в основном по домам, квартирам и комнатам в общежитиях. В лучшем случае – в ведомственных буфетах и столовых или фойе домов культуры.

В любом случае вся тяжесть организации праздничного стола ложилась на родителей молодых. Продукты доставались в очередях. Отцы занимались закупом пития. Матери и бабушки проводили дни и ночи на кухнях. Столы-стулья, а также ложки-тарелки собирались по соседям.

Если гости не вмещались в одной комнате, кому-то накрывали и в соседней. Летом могли отгулять и на улице, в саду возле дома.

Узы брака

Однако позже торжества начали постепенно перетекать в общественные пространства. Кафе, рестораны, но более в те же буфеты и столовые.

Тогда же (в 1971 году) в Алма-Ате, напротив цирка, появился Дворец Бракосочетания (чуть позже подобные возникли в Целинограде и некоторых других областных центрах Казахстана). Закрепить в нем (а не в ЗАГСе) юридически узы своего официального брака мечтали многие горожане. Да не у всех это получалось. Потому как, несмотря на постоянный конвейер брачующихся, осчастливить всех желающих Дворец не мог. Даже несмотря на то, что за первые 10 лет своей деятельности он осчастливил 50 000 алма-атинских молодых.

А еще в Алма-Ате в 1974 году явился народу своеобразный магазин – салон молодоженов «Юность» (на углу Фурманова-Шевченко), филиал ЦУМа, заточенный под нужды вступающих в брак. В нем всегда можно было без очереди приобрести свадебное платье для невесты или соответствующую ткань для него. А также лаковые штиблеты для жениха. Тут же покупались и заветные золотые кольца, призванные обозначить кардинальную перемену статуса граждан.

Однако салон этот был не обычным магазином. И купить все это предсвадебное добро было возможно только после подачи соответствующего заявления в ЗАГС и получения нужной бумаги – «рекомендации на обслуживание».

Но сложности только заводили и мобилизовали советского человека. И каждый первый из прародителей нынешних казахстанцев прошел сквозь мытарства и таинства советского брака (а многие и не по разу). И были те свадьбы все же несказанно более скромными по размаху, количеству гостей, ценности подарков, затраченным средствам, чем нынешние.

Ну, и что из того?

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото из архива автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также