Русские цари в Казахстане: кто, когда и зачем приезжал | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Русские цари в Казахстане: кто, когда и зачем приезжал

Русские цари в Казахстане: кто, когда и зачем приезжал

Не все советские иерархи приезжали в Казахстан. Хотя сделать это в XX веке было куда легче, нежели в предшествовавшие времена. А кто из русских монархов бывал на территории РК? Давайте посчитаем.

1. Александр Невский

Александр Невский царем не был, но известность его повыше многих самодержцев, сидевших на престоле в позднейшие эпохи. Невским князь Александр Ярославович стал в 1240 году, когда в знаковой битве на Неве неожиданно навалял зарвавшимся шведам. Но он, как известно, бил не только скандинавов, но и отваживал немцев от их дурной привычки – ходить на Русь «свиньями» (в памятной для россиян битве на Чудском озере). Однако к лику святых князь оказался причислен не столько за свои военные заслуги, сколь за свое умное радение о родной земле.

Александр Невский. С картины Павла Корина

Понимая всю бессмысленность сопротивления разодранной распрями, раздробленной противоречиями и попросту разоренной врагами Руси грозным и организованным монголо-татарам, Александр Невский, успешно защищаясь мечом на Западе, даже не пытался воевать с Востоком. И вел здесь лишь лукавую дипломатическую игру, позволившую, быть может, избежать полного этнического уничтожения русских. Он четырежды бывал в Орде, неоднократно встречаясь с Батыем. Для чего, правда, тогда не нужно было ехать в далекую Монголию, достаточно было переехать Волгу.

Однако один визит получился длинным и долгим – известно, что в 1247 году князь, вместе с братом, все же отправился «за ярлыками» в Монгольскую столицу – Каракорум. А это значит, что Александр Невский дважды пересек территорию современного Казахстана. Обычный путь от Волги в Центр Азии шел через Аральское море, берегом Сырдарьи, вдоль северной подошвы Тянь-Шаня, через Илийскую долину (или Джунгарские ворота) и степи Джунгарии.

Умер легендарный князь во время последнего возвращения из Орды. Поговаривали, что его отравили там «на всякий случай» – так же, как и его отца Ярослава.

2. Петр Великий?

Возможно, что следующим русским правителем, попавшим в Казахстан, стал сам Петр Первый. Напомню, уже после того, как Россия получила выход в Финский залив и разделалась со своим главным врагом – Швецией, неуемный царь начал свой последний масштабный военный поход, получивший название Персидского.

Пётр Первый гравюра Моора

За год с небольшим (1722 – 1723) Петр сумел отнять у Персии все ее Прикаспийские владения, вплоть до южного Мазендерана. Если бы не смерть вдохновителя в 1725 году и не бездарность наследников, которые вынуждены были вернуть завоеванное в 1732-м, возможно сегодня на Каспии мы бы имели ныне совершенно иные границы и геополитические реалии.

Сам Петр, правда, лично принимал участие лишь в походе на Дербент в 1722 году и доподлинно неизвестно – подходил ли он к берегам современного Казахстана или нет. Однако зная непредсказуемость каспийской погоды для парусного флота и необузданную любознательность царя, можно предположить, что при малейшей возможности он бы не преминул увидеть новые места.

Косвенно о такой возможности может свидетельствовать остатки судна времен Персидского похода, обнаруженные на одном из Тюленьих островов в конце прошлого века.

3. Александр II

Однако два царя из династии Романовых в Казахстане бывали совершенно точно. Хотя, правда, в бытность свою еще лишь наследниками престола.

В 1837 году великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II (Освободитель), путешествовал по просторам империи. Наследник мимоходом знакомился со страной, которую ему предстояло однажды принять из рук монаршего родителя (тогда еще никто не знал, что случится это в 1855 году), а заодно принимал верноподданнические заверения и знаки почтения от сословий и народов, которыми ему предстояло управлять в течение четверти века.

Александр Второй

В Оренбурге, который считался в те годы космополитичной столицей этой части Азии, местный генерал-губернатор Перовский устроил для 19-летнего цесаревича показательную демонстрацию местного колорита. В чем преуспели и местные казаки, и башкиры, и казахи Младшего жуза.

«…Вечером Киргизская орда, нарочно прикочевавшая к Оренбургу… забавляла его всем, чем только могла: скачкою на лошадях маленьких полунагих киргизят; скачкою их же на верблюдах; состязанием киргизов в борьбе между собою; заклинанием змей; хождением босыми ногами по голым острым саблям, дикою пляскою… Не обошлось и без бала, происходившего близ киргизского кочевья…»

В июне 1837 года царевич посетил и Уральск.

Уральцы продемонстрировали высокому гостю все, чем славились. Во-первых, наследнику «была показана примерная рыбная ловля осетров» – сообщала официальная светская хроника: «Из пойманного осетра тут же вынули икру, посолили ее и подали к закуске на особо устроенном плоту». Гость был доволен. Отличившихся наградили.

А, во-вторых, на площади старики остановили за колеса царскую карету, пали на колени и протянули испуганному цесаревичу челобитную с просьбой огородить от произвола наказного атамана. Гость остался недоволен. Стариков выпороли и сослали в Сибирь, а конвойную сотню расформировали и отправили по горячим точкам.

4. Николай II

Про похожий визит в 1891 году цесаревича Николая Александровича (которому предстояло завершить историю российского самодержавия, а заодно и Российской империи) известно больше. Августейший провел в познавательном путешествии вкруг Евразии 286 дней, первую половину маршрута преодолев на крейсере «Память Азова», а обратную дорогу через всю Сибирь проделав посуху. Вот тогда-то он и засветился в Киргизском крае.

Николай Второй. С картины Липгарта

Первой точкой пребывания на казахской земле был Петропавловск. Но главным пунктом визита и этого цесаревича стал Уральск, где, однако на сей раз обошлось без эксцессов. Программа пребывания была пронизана светской атмосферой провинциального города, с некоторым налетом официоза. Прием депутаций, парады казаков, демонстрация хозяйственных достижений, посадка деревьев перемежались с обедами, раутами и даже балом в казачьем собрании, в котором наследник танцевал мазурку с «очень красивой казачкой Логгиновой».

Николай, хотя и не дотягивал по своим качествам до своего пращура Петра Великого (да и Александра II), также старался проявлять любопытство к окружающему, хотя все это шло скорее от воспитания, нежели из души. Его особое внимание привлекали казахи, поразившие, между прочим, искусством своей джигитовки не менее чем казаки.

Как вспоминала одна из свидетельниц тех дней, Д. Н. Давыдова, дочка генерала Шипова:

«Наследник цесаревич принимал депутацию киргизов, которые составляют большую часть народонаселения Уральской области, и посетил киргизскую школу на окраине города. Он очень интересовался бытом киргизов…»

На прощание местные казахи, по традиции, подарили цесаревичу Николаю «роскошную кибитку», а тот, в свою очередь, в ответ «сам раздал подарки в память своего посещения».

Однако еще раньше знаменательная встреча будущего императора с казахами состоялась близ Омска, в специально разбитом по сему поводу ауле. Это был любопытный во многих отношениях момент большого турне цесаревича.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также