
В насыщенной жизни советских пионерлагерей почиталось четыре момента, которые с нетерпением ожидались каждым «заездом» с начала смены. Без них жизнь эта потерпела бы полное фиаско в глазах солагерников.
Потому-то ни один заезд не обошелся без:
-
Праздника Нептуна,
-
Турпохода,
-
Пионерского костра,
-
Родительского дня.
Я расположил главные радости пионерлагерного бытия именно в порядке их долгожданности.
Корни
Римский Нептун (отожествленный с греческим Посейдоном) почитался одним из самых могущественных божеств античного Средиземноморья. Что и не случайно, если учесть значение моря для населявших те побережья народов. Хотя, если правильнее, изначально Нептун, весьма невразумительный персонаж в сравнении с Посейдоном, был более связанным не с морем, а с водой вообще. Римляне не считались столь системными «людьми моря» как греки. И празднества во имя Нептуна, хотя и существовали, вряд ли были чем-то похожи на те, которые связали с его именем позже. Всеведущая энциклопедия Брокгауза-Ефрона сообщала немногое:
«При Фламиниевом цирке был единственный в Риме храм Н. Праздник в честь этого бога (Neptunalia) приходился на 23 июля и сопровождался играми; он справлялся или на Тибре, или в Остии, на берегу моря, под открытым небом».
А тем грозным морским божеством, колебателем с трезубцем, символом мореплавания, Нептун стал, скорее всего, в эпоху Возрождения.
От чего «праздник Нептуна», придуманный во времена парусного флота и Великих географических открытий для инициации впервые пересекавших экватор, невероятным образом перекочевал в список обязательных мероприятий всякого нормального пионерского лагеря в СССР, до конца неясно. Здесь он также знаменовал собой пересечение своеобразного экватора в очередном заезде. И знак полноценного приобщения всякого благополучно пережившего сие славное торжество к вечной памяти о счастливом и радостном детстве.
Кстати, пионерлагеря были не единственными в Советском Союзе местами проведения праздника Нептуна. Ему «поклонялись» не только дети, но и взрослые. В пансионатах, на курортах, турбазах, в круизах по морям и рекам.
Подготовка
Праздник Нептуна в лагере начинался задолго до непосредственного действа. Каждый отряд готовился к нему особенно. Фантазия порой переходила все грани! А что такое фантазия тинейджеров (недорослей), приложенная к тому, что было интересно априори, рассказывать не нужно. Неуемное желание «себя показать» и, таким образом «других удивить», столь характерное для соответствующего возраста, зримо витало над лагерями в период подготовки к празднику.
Вырванная языческим контекстом из обычных пионерских будней красногалстучная ребятня резвилась по полной. Фонтанируя идеями, начисто забывая святые «заветы Ильича», забавляя друг друга новыми выдумками и напрягая вожатых с воспитателями. Суть праздника Нептуна, чисто карнавальная, сводилась к тому, чтобы поставить все вверх дном и всех с ног на голову. Такая вседозволенность возбуждала и мобилизовала все отряды, от самых мелких «салажат» до уже оперявшихся и оформлявшихся «старшаков». Главные роли, разумеется, доставались последним, грядущим комсомольцам, хотя при этом вовсе не оставались в стороне и первые, еще октябрята. Весело было всем.
Когда же приобретал очертания сценарий и была готова и отрепетирована каждая роль, наступала долгожданная пора надевать костюмы (сымпровизированные из всего того, что только попало на глаза и под руку) и накладывать грим (из грязи и сажи).
Кульминация
У праздника Нептуна были все составляющие классического карнавала – костюмы, вымазанные сажей лица, шутовской разгул нечистой силы (в которую необыкновенно легко и органично перевоплощались советские пионеры), своеобразная смена полярности, когда первые вдруг становились последними, и наоборот.
Потому-то долгожданной кульминацией праздника являлось вовсе не явление Нептуна на плоту (лодке или катере). Нептун, хотя персонаж и уважаемый, но вовсе не Дед Мороз! Подарков от него ждать не приходилось. Хотя, также, как и тот («с бородой из ваты»), этот («с бородой из травы») – обладали правом давать отмашку пику торжества (симптоматично, что в нашем родном «Кайнаре» в первые годы существования лагеря неизменным Нептуном становился директор лагеря Алексей Михайлович Мелешкин, который каждую зиму столь же неизменно перевоплощался в нашего школьного Деда Мороза).
А апогеем праздника Нептуна становилось поголовное и неотвратимое купание в мутных водах бассейна (реки, озера, моря) всех лагерных авторитетов (кого удавалось поймать) – начиная от самой безобидной пионервожатой и заканчивая самим директором. Уйти (уползти, убежать) от этого редко удавалось даже закаленным в спортивных баталиях «физкультурникам». Когда энергия многих направлена в одну сторону, дети (а пионеры – тем паче) – страшная сила!
Эта карнавальная вседозволенность, превращавшая рядовых карнавальщиков во всесильных начальников, доводила всех участников действа до абсолютно счастливого состояния, и наполняло окрестные горы таким поросячьим визгом, что рощицы замолкали и пустели, словно обработанные дустом! И бедные субъекты природы осторожно возвращались в свои норы и гнезда только на следующий день…
Послесловие
Думаю, что эти снимки, сделанные в 60-х-70-х годах прошлого века в ведомственном пионерском лагере «Кайнар» и всесоюзном «Артеке» расскажут больше, чем слова. Потому продолжать своего повествования я не стану, хотя мне, как непосредственному свидетелю и участнику действ, есть что вспомнить и о чем рассказать. И это – счастливые воспоминания о том полноценном детстве, которое имело подавляющее число моих сверстников в Советском Союзе.
Стоит ли видеть в этих веселых и радостных действах некое проявление какого-то «неоязычества» (некоторые видят)? Не стоит. Тем более, что в основе праздника сроду не проглядывало никакого почтения к главному персонажу торжества. И никто из участников после этого не задумался о том, что богу Нептуну можно поклоняться как-то иначе, нежели с тем карнавальным шутовством.
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор серии книг «Как мы жили в СССР»
Фото из архива автора