Праздник, завершающий рождественский цикл, считается некоторыми исследователями чуть ли не самым «очищенным» от «народных наслоений» из всех христианских дат в старой России. Так ли это на самом деле? Давайте подумаем.
Основание таинства
Крещение – Таинство. Как писала старая, 1891 года, «Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора:
«...Верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую».
А рождение от воды и Духа – это условие, дающее возможность «войти в царствие Божие». Об этом, по благовестию евангелиста Иоанна, говорил сам Иисус.
Но это Крещение-Таинство не имело бы той силы на верующих, если бы не пример, который подал сам Мессия, приняв причастие водой Иордана от своего Предтечи. При упоминании этого события само собой возникает грандиозное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» (здесь я привожу авторскую реплику из Русского музея).
Евангелист Матфей так описывает это событие:
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан креститься от него.
Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверздись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Как это сочно и точно поведано!
Иордан в России
Из всего сказанного так логичны народные представления о празднике, отмечаемом ныне 19 января (а в старые времена приходился на 6-е). «Иордань», «Водокрещия», «Богоявление».
Иордан – единственный водный поток и источник жизни Святой Земли, стекающий с Хормона, протекающий насквозь Генисарет и пропадающей в соляном растворе Мертвого моря. Но в этот чарующий день святые воды его чудесным образом транслируются в сотни и тысячи рек, речек и озер всего Православного мира.
Главная сила которого – Русь триединая. Страна рек. В каждой из которых возникает в это время свой маленький «Иордан», а то и не один. Добраться до которого в эти дни самых лютых холодов (Рождественские морозы уступают место Крещенским!) можно только проломив-прорезав прорубью толщу льда, зачастую метровую.
Как отличается эта вода, температура которой колеблется где-то рядом с точкой замерзания, от той, которую несет, даже зимой, текущий среди родных пальм и пришлых эвкалиптов Иордан! И то, что там, на полуденной Святой Земле, воспринимается как «острое ощущение», тут, на заснеженных равнинах Севера, совершеннейший экстрим.
Однако, коль суть не в преодолении себя, а в приобщении к вышнему, все это если и несет какой-то героический смысл, то только в плане истовства веры. Трижды окунаясь в зимний прорубь, истинно верующий вряд ли думает о холоде, а радуется возможности духовного преодоления своих немощей ради приобщения к высшему.
Иордан в это время он и в России Иордан! Как и в Белоруссии, Казахстане, и даже, несмотря ни на что, на Украине и в какой-нибудь Эстонии.
«Моржи» и верующие
Хотя, истины ради, замечу, что после нескольких десятилетий культивации неверия, праздник этот приобрел у нас причудливые черты всенародного спортивного состязания. Действительно, хотя духовная традиция «крещенского купания» в СССР практически исчезла (да и трудно было предполагать, что самые преданные носительницы православия тех времен, старушки-матери, полезут посередь зимы в иордань), спортивная составляющая «купания в проруби» сохранилась.
И, более того, превратилась из забавы отдельных молодцов в своеобразный «зимний спорт». «Моржи» заняли свое место в физкультурной системе страны, где укрепление тела и духа состояло в сердцевине воспитания «новой смены». А то, что сегодня эти закаленные пловцы в первых рядах окунающихся в иордани, заслуга более СМИ и соцсетей, для которых «картинка» давно уже первичнее смысла.
Однако, следует заметить, что своеобразные рекордсмены крещенских купаний мелькали и в нашей прошлой жизни. Как тут не вспомнить самого, быть может, проникновенного писателя из всех, кто пытался описывать собственное детство – Ивана Шмелева («Лето Господне»). И его Василь Васильича Косого, эдакого русского богатыря не у дел, который пересидел-таки в рождественском прорубе хитрого немца Людовика Карловича. Не с первого раза, но выиграл пари!
Чудо-чудное, диво-дивное
Надо сказать, что обыкновение окунаться в прорубь вызывало недоумение и у наблюдателей старого времени. Вот, что подчеркивал И. П. Калинский в своей работе «Церковно-народный месяцеслов на Руси», изданной Русским Географическим Обществом в 1877 году:
«Христианство для своих нравственных целей совершенно не требует такого странного самопожертвования, пренебрежения жизнию и здоровьем. Упомянутое обыкновение едва ли не сродно с древним языческим очищением».
Так что, несмотря на четкие христианские основания праздника, от многочисленных народных наслоений он так и не очистился. А иначе бы и не стал на Руси столь любимым и важным.
О сем ярко повествуют многочисленные примеры предсказаний и обрядов, засвидетельствованных наблюдателями у Иорданей.
Так, если во время водосвятия идет снег, то год будет хлеборобным, а пчелы станут дружно роиться.
«Коли на-воду пойдут в туман – хлеба будет много».
«Коли прорубь на Иордани полна воды – разлив велик будет».
Освященная вода в Иордани считалась волшебной, а потому могла поспособствовать разрешению каких-то проблем. В некоторых местах в прорубь втыкали прут, «чтобы лошади шли ко двору». А в других вставляли шест, «чтобы пчелы и голуби плодились».
А вот еще интересный момент – в некоторых местах России Иордани становились своеобразными «ярмарками невест», куда на смотрины собирались расцветшие окрестные девушки на выданье.
Силу крещенской воде придавало то, что:
«По народному обычаю, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос – поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только придти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пойдет волна» (признак, что Христос погрузился в воду)».
Это – наблюдение известного исследователя народных верований XIX века Сергея Максимова.
А вот свидетельство еще одного знатного наблюдателя той эпохи, Аполлона Коринфского:
««Крещение – Богоявление», – говорит народ и повторяет предание, идущее от дней старины глубокой, связанное с этими словами. По народной молве, исстари веков совершается в этот день чудо-чудное, диво-дивное: отверзаются над Иорданью небеса и сходит с них в воду Иисус Христос. Не всем дано видеть это, а только – самым благочестивым людям» .
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автор: картина А. Иванова "Явление Христа народу"

