
Все православные знают о пещерах Киево-Печерской Лавры. Да и не только православные, если смотреть на все в свете непотребств, совершающихся там сегодня. Куда менее известен еще один Печерский монастырь, который находится на самой границе России с современной Эстонией. Тем не менее, он не менее интересен и значим для православия и истории.
Глубинный перезвон
Псково-Печерский монастырь – обитель загадочная и неожиданная. О его славе говорит перечень донаторов и паломников – от Ивана Грозного до Владимира Путина. Даже Петр Великий, который, как известно, церковь не жаловал, а колокола переливал на пушки, выступил здесь в не совсем обычном амплуа – подарив монастырю четырехтонный Большой Колокол.
Вместе с полиелейным трехтонником Ивана Грозного и будничным двухтонным от Бориса Годунова – колокол Петра и сегодня заучит с монастырской звонницы, обладающей неповторимо сильным и своеобразным звучанием.
Мы ведь привыкли, что колокольный звон всегда льется откуда-то сверху, сопрягаясь с гласом Вышнего. Здесь все наоборот. Перезвон доносится как бы снизу, волнами растекаясь по поверхности земли. Дело в том, что сам монастырь упрятан в глубоком овраге, так что колокола его расположены аккурат на уровне окрестных полей.
Дабы прочувствовать всю мощь царских колоколов, нужно стоять в центре монастырской площади, рядом… со звонарем. Местный монах-пономарь для того, чтобы ударить в колокола, не взбирается на верх, а звонит снизу, с помощью длинных канатов и мощных рычагов. Здесь – в замкнутом пространстве, сила звона становится особо проникновенной и поглощающей.
Обитель-крепость
Псково-Печерский монастырь, типичная для сей части Руси обитель-крепость. А иначе, без крепких стен и решительной братии, тут, на передовой, где веками шла непримиримая война между разным отношением к одному Богу, и где порой так трудно бывало отличить миссионера от грабителя, – было не выжить.
А обратил монастырь в крепость игумен Корнилий. За что, по легенде, и поплатился. Увидев перед собой неприступные стены, маниакально подозрительный Иван Грозный отсек голову вышедшему навстречу с приветствием настоятелю.
Впрочем, как и в случае с родным сыном (по версии Ильи Репина), грозный царь тут же протрезвел и, раскаявшись в злодействе, на руках отнес обезглавленное тело вниз, к церковным постройкам.
Мощи мученика и ныне хранятся в серебряной раке местной Успенской церкви. А путь, по которому царь нес по монастырю собственноручно обезглавленное тело преподобного Корнилия, до сих пор называется Кровавой дорогой.
О превратностях судьбы
Интересно, что Печерский монастырь сумел уцелеть в годы атеистического разгула в Советской России благодаря... своему отсутствию! Дело в том, что в 1920-е – 30-е годы его в этой России не было.
То, чего много веков безуспешно добивались западные цивилизаторы – отторжения здешних русских земель в свою пользу, большевики решили одним росчерком пера. Передав этот кусок страны Эстонии в 1924 году.
Но, вот ирония, именно благодаря тому, что четверть века православный монастырь был «на Западе», ему удалось избежать печальной участи множества подобных обителей на Родине.
Домой он вернулся уже после войны.
Чрево земное
Самое чудесное достояние Печерского монастыря под Псковом угадывается из его названия. От посторонних глаз все это скрыто и упрятано.
Печеры-пещеры, возле которых выросла обитель, это целое мемориальное «водворение», ископанное в склоне оврага, в толще песчаников и надежно скрытое от солнечного света (но, увы, не от праздных взоров). Насельники этого тихого царствия давно не нуждаются в дневном тепле и птичьем пении – ибо здешние пещеры, как и аналогичные в более известном монастыре Киева, царство усопших.
10 000 человек нашли последнее убежище на 7 «улицах» подземного некрополя Псково-Печерского монастыря. Среди них и монахи-подвижники, и защитники монастыря, и крупные жертвователи. Мемориальные плиты – «керамиды», которыми закрыты гробы с прахом по обе стороны галерей, указывают места, где покоится прах представителей таких известных фамилий, как Ртищевы, Суворовы, Кутузовы, Пушкины, Мусоргские. Их то и дело выхватывает из напряженной тьмы пламя ровно горящей свечи.
Но самое большое потрясение испытываешь рядом с Братским кладбищем, где, в тупике, за небольшой железной дверью, находится пещера, сплошь, до потолка, загруженная монашескими гробами. Большая часть из них давно развалилась, так что братская могила представляет собой мешанину из гробовых досок, полуистлевших обрывков саванов, мумифицированных мощей и обнажившихся черепов братии. Но при этом тут, под землей, где круглый год температура составляет 5 градусов, нет и близко никаких запахов разложения и тления.
«Богом зданные пещеры»
Быть похороненным в здешних пещерах – мечта многих служителей Бога. Печерский монастырь славен не только своими старцами, но и иерархами православной церкви, которые приехали сюда из разных концов земли доживать свой земной срок. Среди таковых был и один из епископов, возглавлявший долгие годы Алма-Атинскую Епархию…
С пещер и начался монастырь. В 1392 году. Их открыл, а вернее – они «открылись» одному местному крестьянину, который рубил дерево, а после того, как оно упало, свалив несколько соседних, с удивлением обнаружил под вывернутыми корнями черное устье с надписью – «Богом зданная пещера». Впрочем, говорят, что и ранее, окрестные охотники слышали чудесное пение, доносящееся в этом месте из-под земли.
Пение слышится и сегодня – самые закрытые и таинственные монастырские службы до сих пор свершаются под сводами подземных церквей. И в этом есть какой-то глубокий сакральный смысл, идущий даже и не от собраний ранних христиан в катакомбах Рима, а из более ветхозаветных времен, когда именно в пещерах собирались посвященные – для общения с тем вышним, что было доступно пониманию их эпохи.
...Мне посчастливилось бывать в Псково-Печерской обители многократно. Впервой – в 1980-м, а последний раз прошлым летом. Когда затаенный в овраге монастырь предстал взору масштабной строительной площадкой и гульбищем суетного люда – туристов. Наверное, от этого уже никуда не деться, таково веление времени. Да и туристическим объектом оно тут стало не сегодня. Но, если честно, мне жаль того утраченного покоя, который так явственно истекал из этого места прежде, разнося по окрестностям какую-то невероятную значимость и благость...
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора. Снимки 1980, 1998 и 2024 годов