По следам апостола Андрея на берега Ладожского озера | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

По следам апостола Андрея на берега Ладожского озера

По следам апостола Андрея на берега Ладожского озера

Самое большое в Европе озеро, Ладожское, – самое емкое хранилище древних тайн и секретов. Насколько древних? Сложно сказать – наиболее ранние пласты утрачены безвозвратно – срезаны под корень Великим Ледником, растаявшим тут сравнительно недавно. Ледник уничтожил следы, но не переживания людей, бродивших у его животворных пульсирующих языков.

Ладога, таким образом, благодаря своему географическому положению в устье, через которое уплывает в море вся вода с огромной территории севера Русской равнины, Карелии и даже Урала, может рассматриваться своеобразной «хранительницей ледниковых традиций». Потому как обречена была стать местом встречи разнообразных племен и народов, стекавшихся сюда с противоположных сторон по рекам. Многие исследователи рассматривают этот регион в качестве центра формирование русского народа (в его северном варианте).

Задолго до того, как варяги встретились тут со славянами, эти суровые, но благодатные земли обживали лесные финские племена (карела, водь, весь, ижора и т. д.). Лесные жители со своим мировоззрением и системой верований, в которых, быть может, запечатлелись какие-то моменты первобытного отношения автохтонов к жизни на кромке Великого Ледника. Отсюда и проистекает емкость местных памятников, в туманной дремучести которых таится множество утраченных отношений и понятий.

Изгнанные обитатели Конь-камня

Характерен пример ладожского острова Коневец, где располагалась одна из древних языческих святынь – огромный 750-тонный Конь-камень (собрат его, знаменитый Гром-камень, лег вместо постамента под ноги коня Медного Всадника в Петербурге).

На этом гранитном монолите знаменитые «финские волхвы» веками приносили жертвы своим темным духам, вившимся над Конь-камнем в виде огромной вороньей стаи. Пока в самом конце XIV века (времена Куликовской битвы) не появился здесь преподобный Арсений Коневский и не прогнал именем единого Бога языческих жрецов, а заодно и их старых покровителей, которые, поднявшись с волшебного камня черной стаей, улетели всем скопищем неведомо куда.

Но свято место остается таковым независимо от того, кто и кому на нем молится. На Конь-камне стоит ныне маленькая часовня. А Коневский Рождество-Богородичный монастырь, заложенный на острове старцем Арсением, несмотря на свою непростую историю, дожил до наших времен. И вновь разносится отсюда студеными ветрами колокольные звоны и торжественные песнопения монахов.

Сегодня в возрожденную обитель можно добраться на монастырском катере от Владимирской бухты за полчаса. Сложнее добраться до самой Владимирской бухты. Коневец, может быть не столь впечатляет, как Валаамский архипелаг на севере Ладоги, но аура (ощущение намоленности), витающая над лесистым островком, монастырем и скитами, хорошо чувствуется тут людьми, даже не особо чувствительными. Может быть, часть притягательности как раз и состоит в том, что православие возникло тут далеко не на пустом месте.

Мекка тарелочников

Примечательно, что места эти в какой-то момент оказались в особой чести не только у древних язычников и последователей Христа. За ними внимательно наблюдали нервные адепты странной религии, которая все время пытается выдать себя за науку.

Я говорю о тех, кто называет себя «контактерами», «уфологами», «аномальщиками» (другие кличут их проще – «тарелочниками»). Эта пестрая публика, озабоченная нашим одиночеством во вселенной, много раз встречала во Владимирской бухте тихо-помешанных братьев по разуму. Ну, или по крайней мере, многочисленные «знаки» их присутствия.

Ясное дело, каждый тарелочник в душе мечтает о контакте с неземным собратом. И более всего, о личном контакте. Зачем? Вот вопрос вопросов, который некому задать. Зачем это нужно бледно-зеленым посланцам космического разума? Если они умные, то о чем им, собственно, разговаривать с представителями своеобразной формации встречающих? О тараканах в головах?

Если посмотреть на всю эту патологическую братию попристальнее (у меня была такая возможность, когда однажды из любопытства я забрел в начале 2000-х на заседание Комиссии по аномальным явлениям Русского географического общества в Санкт-Петербурге), то окажется, что это типичные неоязычники, готовые обожествлять окружающее и искать чудесные проявления во всем, что только попадается им на глаза.

Меж двух озер

Но вернусь к временам предшествующим. Потому как они, хотя и не отмечены вниманием межзвездных разумников к изысканно-плоской Земле, интересны не менее.

По легенде, семена веры Христа насаждал в этих местах еще апостол Андрей, занесенный далеко на север своим рьяным миссионерским порывом. Наверное, для Первозванного, простого генисаретского рыбаря, немаловажным было то, что здесь он повстречал таких же сурово-сермяжных мужиков, кормящихся тем, что приносили заброшенные в озерные пучины сети. Вместе со своими ладожскими собратьями, первый последователь Христа доплыл до лесистых островов, подивившись уединенной красоте и безлюдью местной природы.

Хотя, повторюсь, все это – легенда, сказка. Что, впрочем, не имеет никакого значения для духовной истории человечества.

Вспоминается любопытное исследование замечательного поэта из Казахстана Евгения Курдакова, одного из самых тонких знатоков и ценителей русского языка, под конец своей недлинной жизни он занимался анализом древних текстов, мифов, сказок и былин и выстраиванием увлекательной системы, соединяющей вся, все и всех в ранней истории человечества.

Курдаков творил свою историю путем соотнесения всех доступных фольклорных пережитков и филологических анахронизмов детства человечества с действительными событиями и потрясениями, имевшими место в те отдаленные времена по данным чистой науки. В одном из фрагментов своего объемного изыскания он проанализировал маршруты апостола Андрея по Руси и «выяснил», что они совпадают... с путями миграции популяции мамонтов, происходившие при закате жизни этих северных слонов!

Кстати, в самом имени апостола Андрея Евгений Васильевич уловил и прочел бытовавшее когда-то имя мамонта, звучавшее как «индрик». «Индрик-зверь, колыбавший землю», встречается в «Голубиной книге», одном из самых таинственных текстов, записанных при появлении русской письменности из уст сказителей. Из того же индоарийского корня, кстати, проистекает и имя главного ведического бога Индры.

И пусть даже во многом все это было лишь игры разума увлеченного поэта, насколько занимательнее все же такие поиски корней рода человеческого, нежели те пустопорожние фантазии про холодные фантомы, прилетающие в тарелках из космоса!

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также