По дорогам Будды Шакьямуни. Сарнатх: здесь повернулось Колесо | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

По дорогам Будды Шакьямуни. Сарнатх: здесь повернулось Колесо

По дорогам Будды Шакьямуни. Сарнатх: здесь повернулось Колесо

Степенный Сарнатх для переполненного разным людом и кипящего поклонной энергией Бенареса был тем, чем была роща Академии для классических афинян. Сюда, подальше от тяг и сует, на лоно природы удалялись мудрецы, философы и прочие искатели истин, а также искатели искателей – ученики, последователи, спорщики. Недаром место это называлось Ришипатана – Сад Мудрецов (или Исипатана – Олений парк).

Здесь, в уединении (по индийским меркам, конечно), недалеко от старого храма Шивы Саранганатха («Владыки оленей»), в тени вековых деревьев отыскавший своих сотоварищей-аскетов Будда прочитал им свою первую и главную «Бенаресскую проповедь», в которой предельно кратко и емко изложил суть своего прозрения и указал путь к спасению. Словом, повернул Колесо Закона (Дхармы), гигантский духовный маховик, который с тех пор вращается в одинаковом темпе, привлекая своим вечным движением все новых и новых адептов.

По традиции эту «нагорную» проповедь буддизма слушали всего пятеро «апостолов» – аскеты Каундинья, Вашпа, Бхадрика, Маханаман и Ашваджит.

И еще… несколько оленей, вышедших на голос Учителя из чащи.

«Бенаресская проповедь» в рощах Сарнатха

…Олени бродят по парку Сарнатха и сегодня. Утверждают, это потомки тех самых, которые когда-то стали свидетелями первой проповеди и изначального проворота Колеса Дхармы.

Что с позиций ортодоксального буддизма (как и индуизма) в общем-то не имеет смысла – идентификационная субстанция, «душа», передается вовсе не биологически, «от отца к сыну», а по кармическим законам, получая, в зависимости от заслуг и просчетов, соответствующее тело в следующем рождении. Так образуется бесконечная цепь перерождений, круг Сансары, в котором никому заранее ничего не гарантируется. Непутевое божество легко превратится в червя, а благочестивая обезьяна напрямую возродится человеком. Расслабляться нельзя ни на йоту.

Все это достаточно нудно, скучно и … бесцельно.

Словом, как ни крути – «жизнь – страдание». Потому что от жизни этой никуда не деться. Если только не прервать этот бессмысленный и вечный круг перерождений навсегда и освободиться от него навечно.

Как? Очень просто. Во-первых, не бросаясь в крайности. А во-вторых, следуя конкретным правилам («правильное понимание», «правильное стремление», «правильная речь», «правильное действие», «правильная жизнь», «правильные усилия», «правильная мысль» и «правильная концентрация»), постепенно упорядочивая себя, обретать полную бесстрастность.

Серединный путь, Четыре благие истины и Восемь благородных ступеней (истин) – это, собственно, и есть суть «Бенаресской проповеди». Посторонний и неподготовленный вряд ли проникнется ею, но бывшие товарищи по духовным подвигам уловили суть сразу, что привело к явлению классической буддийской триады: Будда, Дхарма, Сангха (община). Каждого из пяти первых общинников Будда напутствовал следующими словами: «Иди, монах, дхарма ясно провозглашена. Следуй по целомудренному пути до самого прекращения страданий».

Память Оленьего парка

…На месте той проповеди сегодня высится темная тридцатипятиметровая ступа – Дхармекша («Видение дхармы»), чаще сокращенно называемая Дхамек. Это даже и не ступа, а остатки ступы, похожие издали на огромный проржавевший царь-колокол. Как она выглядела изначально, когда в III веке до нашей эры ее впервые воздвиг знаменитый император Ашока (его дед – основатель империи Маурьев – Чандрагупта жил вскоре после всколыхнувшего Индию похода Александра Великого), сказать трудно. Целых ступ от того триумфального для буддизма периода в Сарнатхе не осталось.

Недалеко, в руинах давно разрушенных монастырей, высилось еще более грандиозное сооружение времен Ашоки – стометровая ступа Дхармараджика. От нее не сохранилось вообще никаких кладок. Подобно египетским пирамидам, ее веками растаскивали «на кирпичи», а докончил разрушение один благочестивый раджа в самом конце XVIII века. Тогда же в основании был найден некий таинственный ларец из зеленого камня с буддийскими реликвиями внутри (ступа – это, как правило, сооружение мемориальное, зачастую – реликварий). Ларец сохранился, а святыни были утоплены в Ганге.

Со времен Ашоки в Сарнатхе сохранился еще один артефакт, изображение которого известно сегодня не только каждому индусу, но и каждому образованному землянину. «Львиная капитель», украшавшая когда-то верх каменной колонны, выставлена ныне в здешнем Национальном археологическом музее. Это – оригинал. А изображение можно увидеть на любом национальном флаге современной Индии.

Неожиданно ставший ярым буддистом, бывший до того бесстрашным воином и бесстрастным завоевателем, император Ашока сначала увеличил масштабы своего государства до размера почти всего Индостана, а потом, превратившись вдруг в ревностного буддиста, возвеличил на всей территории этого государства Будду и его учение.

Говорят, что во времена Ашоки было построено 84 тысячи ступ. И еще – множество мемориальных столпов, поставленных во славу Учения вдоль паломнических дорог. Один из них, увенчанный четверкой великолепных львов, и высился тут, в Сарнатхе.

«Лев Закона» – символ самого Будды. Четыре льва, глядящие во все стороны света, – олицетворение всемерности Учения. Когда-то наверху, над их головами, высилось еще и каменное Колесо Дхармы, обломки которого также хранятся в местном музее.

И разве не странно, что государственный стяг индуистского государства украшен эмблемой учения, возникшего как антитеза древнему брахманизму? Впрочем, это Восток, тут свои странности и тонкости…

Будда ушел… Буддизм остался

Как известно, прожив в своем конечном перерождении насыщенную и долгую жизнь, Будда Гаутама угас навсегда, отравив себя куском свинины. Но Учение Просветленного осталось людям. Если бы все человечество свято следовало Благим восьмеричным путем, то Земля давно бы стала необитаемой, так как все ее насельники счастливо растворились бы в Нирване.

Но человека Истиной не проймешь. Он все равно будет кидаться в крайности и искать свою стезю. Хотя во всех этих исканиях давно уже мало оригинального, каждый вновь пришедший имеет право на свою жизнь, свои синяки и озарения. Права свободного выбора, кстати, не лишает человека ни одна религиозная система.

Учение Татхагаты стало основой самой древней из трех «мировых религий», просуществовавшей в Индии полтора тысячелетия, до столкновения с исламом – самой молодой из «великой тройки». Недалеко от ступы Дхамек в Сарнатхе сохранились остатки еще одной ступы – Шауканди. Которую также поставили во времена Ашоки – на том месте, где по преданию пришедший в Бенарес Будда отыскал своих товарищей.

Кирпичный холм увенчан странной восьмигранной башенкой. Ее водрузил тут Акбар – третий Могол – в память об отце, втором Моголе – Хумаюне (который опрометчиво погнался сюда за своим обидчиком Шер-Шахом, чтобы после всю оставшуюся жизнь бегать от своего вечного супостата).

Но ко временам Моголов буддизм выветрился с Индостана окончательно. Затерялись в джунглях великолепные пещерные вихары и чайтьи Декана, заросли деревьями удивительные ступы Санчи, повалились наземь и рассыпались столпы Ашоки, сравнялись с землей некогда оживленные и многолюдные монастыри Бодх-Гая и Сарнатха.

Почти тысячелетие царило забвение над Оленьим парком, пока не появился тут Анагарника Дхармапала – буддийский проповедник, основатель общества Маха-Бодхи. Энергия и деньги подвижника были главным стимулом возрождения Сарнатха, начать восстановление которого, после долгих переговоров, разрешила британская администрация.

В 1930-е годы давно потухшее пламя буддийской веры вновь занялось над тем местом, откуда, собственно, его когда-то и разнесли по всему миру. Рядом с новым храмом, под священным фикусом безмолвно восседают ныне шесть гипсовых персонажей – сам Будда и пять его первых апостолов, занятых немалым делом, видимым только посвященному.

Безмолвно и неподвижно они раскручивают незримое Колесо Закона…

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также