Откуда взялся «тореадор в Тамгалы»? | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Откуда взялся «тореадор в Тамгалы»?

Откуда взялся «тореадор в Тамгалы»?

С Тамгалы, самым известным собранием петроглифов в Семиречье, нельзя общаться толпой и в толпе: идеально делать это один на один, только так может состояться сакральный диалог с Вечностью. Однако после того как культовый комплекс стал памятником ЮНЕСКО и объектом повышенного внимания массового коммерческого туризма такое стало тут практически невозможным.

Благо, мне довелось неоднократно бывать в этом глубоко благостном месте в одиночку и в составе разных экспедиций еще до того, как все было обнесено проволокой. И провести достаточно времени наедине с этой удивительной духовной зоной, которая хранит в своей глубине тысячи загадочных сюжетов и сотни первобытных откровений.

Анархай – Крит

Очарование таких мест и заключается в тех неожиданных открытиях и озарениях, которые там обязательно случаются. Что-то есть в них такое, что очень здорово стимулирует воображение и будоражит мысль. Но сила такого глубокого и многослойного комплекса, как Тамгалы еще и в том, что он незаметно проникает в твое сознание и продолжается там в виде воспоминаний, реминисценций и… новых озарений.

Просматривая как-то свою фототеку, я наткнулся на снимок тамгалинского петроглифа, который мелькал перед глазами сотню раз. Именно «наткнулся», увидев вдруг то, чего до этого в упор не замечал. Аналогию с другим произведением, которое было выполнено за много тысяч километров отсюда – знаменитой фреской из кносского дворца царя Миноса на Крите, созданной еще в XV веке до нашей эры.

Сам дворец стал прообразом знаменитого Лабиринта, в котором герой Теcей выискал отмороженного парня-быка Минотавра. А фреска получила у исследователей название «Игры с быком».

Сходство кносской фрески с тамгалинским петроглифом просто удивительное! Хотя кому-то может броситься в глаза странный экстерьер быка, в котором проступает что-то конское – но такие трансформации петроглифов, связанные с меняющимися представлениями и предпочтениями, вообще говоря характерны для Тамгалинского святилища. Рядом, кстати, можно обнаружить и другие подобные образы того же сюжета.

Конечно, критский вариант более изысканный и утонченный – но меняет ли это что-нибудь в сути? Да абсолютно ничего!

Бычий след

Нужно заметить, что бык со времен появления в среде сапиенсов самых первых «художников» оставался одним из любимых персонажей их творчества. В знаменитых франко-испанских пещерах верхнего палеолита он – весьма заметный персонаж. А к бронзовому веку его повсеместное изображение стало на земле таким же навязчивым, как реклама чудо-лекарств в наши дни. Но дело, конечно, не в конкурентной борьбе производителей говядины. А в древней магии.

Бык, эта гора мощи и силы, хотя и не шибко умный, но обладающий завидной сексуальной активностью, издревле являл пример, на который равнялись настоящие мужики: охотники, скотоводы и бабники. Потому-то он стал не только символом, но и божеством, объектом преклонения.

Вспомним хотя бы бычков-аписов у египтян: при жизни им поклонялись, как богам, а после смерти погребали, как царей. Быком становился и греческий Зевс, когда похищал еще молодую и красивую (было же время!) Европу. Спутником другого громовержца – Шивы – был неизменный бычок Нанди.

Загнивающий Рим, зараженный всеми возможными культами, воспринял персидского Митру и с упоением приносил ему в жертву лучших представителей бычьего племени. Ваал, со жрецами которого спорил (пока не поубивал всех!) неистовый Илья-пророк на склонах Кармеля, тоже символизировался быком. А Золотой Телец, которому поклонялись сами евреи, пока Моисей поучался Богом на вершине Синая?

Список этот можно продолжать еще долго. Кстати, на соседних петроглифах в Тамгалы – сюжет из этого самого продолжения. Солнцеголовое божество, стоящее на быке.

Всемирная тавромахия и братство народов

Чтобы стать выше и сильнее, пращуры брали «быка за рога». А точнее – выходили с ним на игрище. Или поединок.

Тамгалинский петроглиф, послуживший толчком к этому небольшому экскурсу, всего лишь одна из иллюстраций существовавшего повсеместно почитания (или мифа – для древних это было равнозначно) – культа быка. И обычая ритуального быкоборчества – тавромахии. Кстати, дошедшего до наших дней в виде пиренейских коррид и аналогичных развлечений на другом конце Евразии – у хуэйцэв китайской провинции Чжэцзян и у некоторых народов Индикитая.

Но (и это для нас особенно интересно и важно!) в былые времена подобные игрища проводились и в Семиречье, в горах Анрахая.

Что это значит?

Единственное – все мы, человеки, ведем свою родословную от одного корня. И наши предки, в отличие от нас, возможно ощущали эту данность куда лучше, чем мы сегодня

Земля, как известно всем – планета. Замкнутая система. И уже в силу этого – нет и не может быть каких-то обособленных региональных историй, исторических соревнований стран и исключительных народов. А есть лишь одна история – история человечества, в которой все племена и все государства Земли – лишь отдельные субъекты единого процесса.

Только не надо путать это с космополитизмом и ксенофобией! Суть патриотизма, как мне кажется, не в том, чтобы отделить «своих» от «чужих», а в том, чтобы найти свое неповторимое и уникальное место в нашей общей глобальной истории! Искать то, что нас объединяет, а не разъединяет – вот в чем видится мне и подлинное существо истинной исторической науки.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также