Непал отметил Гай Джатру: как корова связывает живых и мертвых | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Непал отметил Гай Джатру: как корова связывает живых и мертвых

Непал отметил Гай Джатру: как корова связывает живых и мертвых

Непал можно со спокойной совестью отнести к самым упертым в своей консервативности государствам мира. В Непале и ныне празднуют то, что праздновали отцы, деды, деды дедов и еще десятки поколений пращуров. И делают это так, как было заповедано неизмеримо ветхими традициями.

Не успели утихнуть страсти по Нага Панчами, когда непальцы поклонялись змеям, как тут же настала пора куда более понятного и логичного всенародного празднования (с точки зрения европейца, разумеется) – поклонение священной корове: Гай Джатра. В Непале этот праздник не привязан к точной дате, но приходится на конец лета.

Священное создание

И если кто-то думает, что это все какие-то мимолетные и локальные торжества – ошибается. Это самые настоящие красные дни календаря, когда никто не работает – даже если и не отмечает праздника из-за своей принадлежности к иному вероисповеданию. В Непале, напомню, сосуществуют индуисты и буддисты.

Корова – главнейшее «зоологическое божество» индийской цивилизации. По большому счету, никакие особые праздники ей тут не нужны вовсе – святость ее на всей территории Индийского субконтинента доселе не подвергается сомнению. Никогда и ни в каких случаях.

Убийство священной коровы грех в традиционном представлении более тяжкий, чем убийство человека. Даже если это произошло по неосторожности.

Вспоминается по этому поводу рассказ одного современного индийского писателя о том, как крестьянин умер от страха из-за того, что бесхозная благородная тварь (а они поголовно бесхозны!) случайно забрела на его участок и сломала ногу.

Обидеть корову – обидеть божество. Потому-то священные (и не очень священные) крупнорогатые самоуверенно разгуливают по забитым транспортом улицам, валяются на перекрестках, блокируют трафик и не обращают никакого внимания на гудки автомобилей и свистки дорожных полицейских. Помню увиденную когда-то картинку, как охранники пытались настойчиво, но вежливо спровадить почитаемую рогоносицу от входа в Королевский дворец (я начал посещать Непал еще в монархические времена).

Ну, а то, что неприкосновенные животные существа неприкаянны и питаются отбросами – кого это смущает там, где питаются отбросами миллионы неприкосновенных человеческих существ?

Привилегированные крупнорогатые

Правда, говоря о священных коровах, не следует думать, что здесь к этому привилегированному классу VIP-КРСов относятся все крупнорогатые поголовно. Отнюдь нет. Так что, как это не дико может показаться, буйволы, к примеру, составляют самую кровавую и ценную жертву, регулярно приносимую кровожадным щиваистским богиням. А в местных ресторанах иностранцам всегда подадут зажаристый стейк.

Впрочем, к мясному в многоязыком Непале пристрастны не только иностранцы. Тибетские манты мо-мо здесь повсеместно являются главным блюдом народного фаст-фуда.

Но, в то же время, в паломнических центрах индуистов, у того, кто привык к кожаным туфлям и ремням, могут возникнуть проблемы с ревнителями (не такие фатальные, как в Индии, но…). А каста мясников, к которой в основном принадлежат местные мусульмане (тут они не составляют заметного слоя), считается одной из самых нечистых и презренных.

Непал – в основном все же индуистская страна, хотя и со своими особенностями. Впрочем – такова же и сама Индия. Потому относиться к корове нужно тут со всем пиететом. Несмотря на то, что не все коровы священны – кто наверняка отличит одну от другой? Уж во всяком случае не заезжий интурист!

Праздник и его герои

…Приготовление к Гай Джатре можно определить по характерной предпраздничной продаже. За неделю до действа тут и там начинают торговать яркими бумажными масками. Они столь стилизованы, что распознать в них какие-то характерные черты знакомой буренки невозможно. Впрочем, непальцы не гадают, а знают!

В торжественный день, именно в таких масках, с раннего утра, на улицах и площадях появляются одетые в яркие хламиды мальчики и в красивые «бальные» платья девочки. И неизвестно, какие коровы более проникнуты важностью момента и значимостью торжества – ряженные или настоящие.

Настоящие священные коровы тоже тут, в толпе, украшенные и осоловевшие от приношений, которыми их со всех сторон пичкают все желающие высказать свое уважение.

«Маскам» тоже перепадает в этот день столько, что мало не покажется. Они ведь, перевоплотившись, тоже приобщились к коровьей святости. Мелкие деньги, конфеты, печения – все эти «жертвы» бдительно ссыпаются в мешки находящимися рядом с ряжеными отпрысками родители (ряжеными не только в коров, но и в коровьих пастушков Кришн). Деньги и конфеты – материя мимолетная, исчезнут быстро и бесследно, а вот печением можно будет угощаться на школьных переменах до следующего праздника!

Но ошибется тот, кто подумает, что суть торжества сводится к детскому карнавалу. Взрослые, хотя масок и не надевают, принимают во всем живейшее и важнейшее участие. Потому что уходящий корнями глубоко в первобытную архаику акт призван не только лишний раз возвеличить священную корову, но и оказать содействие предкам.

По поверью, именно Корова помогает душам недавно почивших без лишних проблем достичь обителей вечности. Так что, Гай Джатра – это еще и своеобразный день поминовения. Недаром над праздничной толпой, тут и там, возвышаются серьезные фотографии почивших родичей, не доживших до очередного праздника…


Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора. Все снимки сделаны в Патане, одном из древнейших городов долины Катманду.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также