На вершинах Святой Земли: гора Блаженства | Агентство православных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

На вершинах Святой Земли: гора Блаженства

На вершинах Святой Земли: гора Блаженства

Священное Писание оставляет совершенно неверное впечатление о природе и топографии Святой Земли. Воображение искажает реальность. Что, впрочем, характерно для всех уголков света, в которых история, а тем более вера, так явно доминирует над географией

В поисках пустыни

Так, читая Писание и «попадая» на Землю Обетованную вместе с ветхозаветными племенами беженцев из Египта, мы «видим» невыразимо бескрайние просторы, по которым можно скитаться годами и десятилетиями. В то время как на самом деле все происходило на сравнительно небольшом пятачке земной поверхности.

Точно так же, напитанный библейской эпохальностью современный паломник, приезжая в Израиль, ждет встречи со знаменитой пустыней, выжженной солнцем до черных камней, достойной ярких духовных подвигов. Но по дороге из Тель-Авива в Иерусалим видит зеленые горы, укутанные густыми лесами, и цветущие долины – возделанные и ухоженные.

Особенно разительно это несоответствие весной, когда все правобережье Иордана, до самого моря, предстает перед глазами этаким воплощенным Эдемом. Зрелище совершенно несообразное с тем злополучным местом, где грешный человек должен был, как заповедано, в поте лица добывать себе пропитание.

Все растет, цветет и норовит дать по два-три урожая.

Несоответствия географии

То же и с топографией. Такая огромная и безбрежная в Писании, на деле Святая Земля оказывается уютной, компактной и миниатюрной. Географический масштаб, опять же, фатально не совпадает с историческим! За день на машине можно объехать все, что только упомянуто в четырех Евангелиях (за исключением Египта, куда Святое Семейство вынуждено было на время скрыться от кровожадного Ирода).

И даже если воспользоваться при передвижении по Палестине тем распространенным и естественным способом, который предпочитали патриархи и пророки – пешим ходом (своим и своего осла), то и тогда вы отнюдь не затеряетесь в местных просторах.

Так, от Иерусалима до Вифлеема можно гуляючи дойти за пару часов. А путь, неоднократно проделанный Иисусом, между Иерусалимом и Назаретом – займет не более трех дней. Еще день хода, и вы на берегах Генисарета – «моря Галилейского». По дороге можно остановиться и пообедать в знаменитой Кане, где на свадьбе Христос сотворил свое первое чудо – с вином.

Все рядом!

Потому неудивительно и то, сколько всего можно увидеть в этой небольшой гористой стране, даже с самой незначительной вершины. Ведь вершины Св. Земли – не простые игрушки тектоники и выветривания. Пути на них – это всегда нечто большее, нежели простая тренировка мышц. Своими не шибко острыми пиками местные горы протыкают самое Время!

Гора Блаженства

«Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо...»

             (От Матфея. Гл. 5)

Гора Заповедей Блаженства, или просто Блаженства, где Иисус изрекал свою знаменитую Нагорную проповедь, высится на западном берегу Генисаретского озера. По виду она ничем не отличается от близлежащих склонов Галилейского нагорья, мягкими складками сползающих к шоссе, опоясывающему пустынную гладь Тивериады. Те же залитые солнечным светом склоны. Те же серые выступы доломита-«иудейского камня» из густой и жесткой зелени весенних трав.

Интересно, что вершина этой «горы» 70 метров не дотягивает до уровня Мирового океана. Хотя над поверхностью Галилейского моря возносится более, чем на сотню метров.

Но значение сего места определяется отнюдь не его ландшафтными характеристиками и геологическим строением. Отсюда, с этих склонов, по преданию началась проповедь учения, владеющего сегодня умами и душами значительной части человечества. Именно здесь впервые была раскрыта Иисусом пред большим стечением народа суть того Пути, по которому этому народу предлагалось двинуться далее.

Обычно на пологих склонах Горы Блаженства безлюдно. Туристы и паломники хотя и бывают, надолго не задерживаются.

Верхушку этого не выделяющегося увала над Генисаретом венчает «довольно невзрачная итальянская церковь» (по мнению одного путеводителя), построенная в 1938 году. Храм Заповедей принадлежит женскому монастырю францисканцев и интересен своей обходной галереей, по которой торопливо проходят паломники и туристические группы.

Между тем, если не суетится, а присесть под вечер на склоне холма на теплый камень лицом к Генисарету, так, чтобы сухой аравийский ветер, впитавший по пути острый запах озерной воды и ароматы цветущих апельсинов обдувал лицо, то откроется не только великолепный вид на окрестности. Откроется много большее.

Что? Каждому свое. В этом, в конце концов, и состоит суть посещения Св. Земли, где сам воздух заряжен озарениями и где каждый открывает для себя то, к чему подготовлен внутренне.

Колесо сакрального обозрения

Вид же отсюда, с Горы Блаженства, воистину завораживает своей глубиной и значимостью!

Впереди, как на ладони весь Генисарет – Галилейское море евангелистов, замкнутое с противоположного берега Голанскими высотами. Там – загадочное Десятиградье (где проповедовал излеченный Христом бесноватый из Гадарина) и страна Гадаринская. И тот самый утес, с которого Он скинул «с крутизны в море» 2000 взБЕСившихся свиней (это было зрелище!).

Внизу, на берегу – знаменитый Капернаум, с развалинами синагоги, где Он когда-то проповедовал. Невзирая на субботу. Рядом затерялась в веках (но не в памяти) рыбацкая Вифсаида, родина «первозванных» апостолов – Андрея, Петра, Филиппа.

А в соседнем ущелье – Магдала, маленькое село, родина Марии Магдалины, самой, пожалуй, загадочной спутницы Учителя, связанной с Ним какими-то таинственными, до конца не постигнутыми узами.

Под ногами, у самой воды озера, аскетичный храм, поставленный поверх древнего византийского, на том самом месте, где произошло чудесное насыщение пятитысячной толпы пятью хлебами и двумя рыбами.

А в отдалении справа – шумная и праздничная Тивериада, ныне модный в Израиле курорт. За которым неясно зеленеет заросшая долина Иордана, просматривающаяся вдоль чуть ли не до самого Иерихона.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также