Минареты: что скрывают столпы и свечи ислама | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Минареты: что скрывают столпы и свечи ислама

Минареты: что скрывают столпы и свечи ислама

Минареты – первый признак всей исламской цивилизации и любой исповедующей учение пророка Мухаммеда страны. Если даже вы обыкновенный отдыхающий, и из всей географии вам более-менее близок только пляж, на который вас везет туроператор, все равно, выглянув в иллюминатор из приземляющегося лайнера, сразу поймете, что вам предстоит встреча с мусульманской державой. По минаретам. Ну, а если вас, вдобавок, хоть немного интересует данная тема, то по архитектурному стилю этих минаретов, вы без труда определите и конкретный регион, куда вас занес всепобеждающий туризм и всепроникающий воздушный флот.

Стамбул: Новая мечеть Матушки Султанши

Хотя турецкие минареты относятся к сравнительно поздним образцам этого архитектурного феномена, благодаря былому величию Османской империи и религиозному значению султанов, они завоевали полмира. И сегодня их можно видеть за тысячи километров от Турции – и в Татарстане, и в Казахстане, и даже в самой Мекке. Но наиболее впечатляющая коллекция турецких минаретов – конечно же, в Стамбуле.

…Каждый раз, бывая в этой Столице мира, на закате я непременно выезжаю на пароме на середину Босфора, или перехожу по Галатскому мосту через Золотой Рог, в Бейоглу. Чтобы насладиться единственным и неповторимым зрелищем – величественнейшей панорамой «константинопольских холмов», ощетиненных десятками стамбульских минаретов на фоне пылающего неба. Нацеленные в темнеющие выси башни мечетей придают пейзажу какую-то воистину космическую принадлежность! Кажется, что еще мгновение, и все они сорвутся со своих стартовых площадок и, вереницей ракет, унесутся ввысь, навсегда покинув этот грешный мир.

Действительно, сходство стамбульских минаретов с многоступенчатыми ракетами – поразительно! А особенно меня восхищают два молчаливых стража Ени Джами Валиде Султан (Новой мечети Матушки Султанши), что стоит на берегу Золотого Рога, вблизи причала Эминеню. Они – просто верх изящества и совершенства!

Несмотря на название, сама мечеть возвышается тут уже четыре столетия – ее начал строить еще Мехмед III.

Хива: Ислам Ходжа

Минареты Стамбула красивы сами по себе. В каких-то дополнительных украшениях они не нуждаются. А вот минареты Средней Азии, напротив, пленяют как раз-таки декором. По своей архитектуре они, быть может, куда более приближены к каким-то изначальным аналогам – ислам в Мавераннахр пришел раньше, чем на берега Босфора. Его принесли сюда сами арабы, еще во времена стремительного расширения своего могущества. А потому здешний ислам, впитавший в себя совсем иные традиции и устои, сильно отличается от ислама в других частях света. В том числе – и по культовой архитектуре.

Тюркско-персидская страстность и привела, в конечном итоге, к появлению таких переполненных декоративностью и красками шедевров, как минареты Бухары, Самарканда и Хивы. Особенно в этом отношении выделяется Хива, где, несмотря на относительную свежесть, стиль достиг своего апогея.

Минареты Хивы – это уже не элементы мечетей, а самостоятельные градостроительные доминанты. Особенно, конечно, впечатляет Ислам-Ходжа, 56-тиметровая свеча которого появилась перед самым падением ханства. Вычурные глазурованные пояса, по которым скользит ослепительная солнечная полоса, подчеркивают его размеры.

Старый Дели: Кутб-минар

Изначально все минареты служили утилитарной цели – с них правоверных пять раз на дню призывали к молитве. Но были и такие, которые сразу явились как своеобразные мемориальные монументы исламу. Например, Кутб-Минар, до сих пор являющийся главным архитектурным памятником столицы Индии.

Высота минарета колеблется у разных авторов – мне приходилось встречать цифру и в 70, и даже в 100 метров. Думается, что истина все же находится где-то на отметке 75. Чтобы взобраться наверх – нужно преодолеть 378 ступенек. Сегодня совершить такой подвиг невозможно. Минарет закрыт для посетителей.

Но минаретом, Кутб-минар – Башня Победы, собственно никогда и не был. Никогда муэдзин не считал его ступенек и не кричал сверху гортанный азан. И этот факт всегда придавал Кутб-минару некую загадочность в глазах утилитарно настроенного плебса.

Поговаривают, что правитель Делийского султаната Шамс ут-дин Илтутмыш в XIII веке возвел эту башню для своей любимой жены-индианки. Дабы та могла видеть воды священной реки Ямуны, которая струит воды в нескольких километрах к востоку.

И хотя я знаю, что это далеко от истины, лично мне это объяснение по душе.

Турфан: Эмин-ходжа

Любопытно, что символическое значение минаретов играет не менее важную роль в их распространении по миру, нежели их предназначение. Так, во многих странах, где ислам не получал государственной поддержки, или периодически воевал с властями, или изначально отличался региональными особенностями – минаретов вообще нет. Или же они представляют элемент стилизации.

Яркий тому пример – китайский Синьцзян, где минареты стали появляться только в последнее время, когда государство начало показательно поддерживать все конфессии.

Единственный исторический образец высится на краю Турфана, но и в его явлении лежат вполне прагматичные и волюнтаристские причины. Коренастый 37-метровый столп, возведенный в 1771 году вместе с мечетью, был поставлен местным властителем Сулейменом в память об ахуне Эмин-ходже. А ахун этот, по замечанию Чокана Валиханова, «за верность был возведен в достоинство дзюн-вана, князя второго класса». За верность китайцам.

Несмотря на архитектурную непрезентабельность минарета мечети Эмин-ходжа, мне довелось видеть его в такое время, когда отвести глаза в сторону было просто невозможно. В одну из весенних ночей, при полной Луне, мы со спутниками приехали сюда, к краю пустыни, на скрипучей повозке, в которую был запряжен меланхоличный крохотный ослик. Резная башня, высвеченная бледным светом, занимала все поле зрения, и казалась заклятым великаном, который всеми силами пытался сорвать печать и рассказать о чем-то запретном и важном. О чем? Мы так и не поняли. Хотя и слушали долго…

Качающиеся башни Саурана

Не все (далеко не все!) созданное человеком переживает настроения других людей. Обо многом мы уже не узнаем никогда, но о чем-то все еще можем вспомнить. Например, о знаменитых «качающихся минаретах» в южно-казахстанском Сауране. Вот что пишет перс Васифи, несколько лет проживший в этом присырдарьинском городе в XVI веке:

«На плечах его айвана поставлены два высоких минарета, необычайной высоты и крайнего благородства… Под куполом каждого минарета пристроено бревно так, что кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется и тому, кто находится на противоположном минарете, кажется, что минарет рухнет…»


В конце концов, минареты действительно рухнули. Когда – сказать сложно. Известно, что один из первых исследователей Саурана, член Императорского Археологического общества Петр Иванович Лерх, производил раскопки у подножия неких башен из обожженного кирпича, одна из которых поднималась еще на высоту cеми саженей, а другая разрушилась не то в 1867, не то в 1878 году. Правда, еще до разрушения фотограф Приоров в 1866 году успел сфотографировать обе башни.

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также