Кто такой Див, пугавший русских летописцев и помогавший казахским баксы | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Кто такой Див, пугавший русских летописцев и помогавший казахским баксы

Кто такой Див, пугавший русских летописцев и помогавший казахским баксы

По моему убеждению, историю в основном используют не по назначению. Выискивая в ней в основном аргументы для собственной исключительности и, таким образом, отделяя себя ото всех прочих. Тех, с кем веками соседствовали, сосуществовали и худо-бедно уживались рядом. Для меня стократ интереснее та история, которая не разделяет, а напротив – соединяет и объединяет соседей. Пристрастно всмотревшись, можно обнаружить, что она просто переполнена связующими нитями, которыми переплетено все и вся. Живем-то на одной планете.

«Арийский след» ведет в Южный Казахстан

...Еще столетие назад шаманы-баксы Южного Казахстана в своих целительных практиках пользовались магической помощью загадочных дивов – демонов, которые представлялись казахам в виде могущественных и страшных богатырей-джинов.

«Дивы! Приходите во имя Аллаха!», – взывал шаман. И дивам не оставалось ничего, как покорствовать такому аргументированному призыву.

Но вряд ли даже самый искушенный казахский баксы осознавал и задумывался над тем, что, призывая дива, он обращается за помощью в такие разверстые глубины прошлого, где сама грань между людьми и духами считалась еще вовсе не непреодолимой. В тот архиархаичный мир «индоевропейского единства», где обитал таинственный народ, «арии», вокруг которых, на разных уровнях, ныне ведется столько споров.

«Дивы», «дэвы», «девы», «дэйвы». Эти загадочные персонажи распространились с утерянной «прародины» и следы их пребывания можно обнаружить в самых неожиданных областях Евразии. И нам вовсе не обязательно в поисках дива обшаривать сокровенные уголки полуистершейся человеческой истории.

Двигаемся дальше – в Туркестан

Еще совсем недавно его неплохо знали жители Средней Азии. Самарканда, например.

Сакральное мировосприятие выделяло тамошнему дэву свое место в окружающем пространстве. Конюшню или стойло для лошадей. Он любил лошадей.

Потому, если утром хозяин находил гриву своего коня спутанной, то это означало лишь одно: ночью с ней «играл дэв». Некоторые думали даже, что у каждого коня имеется свой дэв (искушенный читатель уже почувствовал сходство с аналогичной привязанностью к лошадям русского домового – связь имеет смысл, глубокий смысл, про то – ниже).

Но дэв не только забавлялся с лошадьми, но и вредил человеку. Насылая всякие болести и напасти. И тогда выручал… Плов! Специальный плов из конского мяса, которым пытались умилостивить разбушевавшегося духа. Плов относили на какую-нибудь могилу, или скармливали… другому коню.

Обнаружить дэва можно было не только в конюшне. Еще одним верным прибежищем нечистого была сердцевина вихря, пыльный порыв ветра.

«В Ура-Тюбе смерч даже называется дэвбода – ветер дэва. По этому поверью, дэв находится в самом смерче и движется вместе с ним. Если человек видел, что в его сторону движется смерч, он старался спрятаться, убежать. При невозможности сделать это следовало бросить в смерч чем-нибудь острым – кетменем, ножом. В Ура-Тюбе считали, что на ноже появится капелька крови».

Эта цитата – из работы советского этнографа О. А. Сухаревой.

И снова удивительная схожесть с традиционным представлением русских крестьян о вихре как о скопище чертей, шабаше духов, «свадьбе ведьм» и пр. Помните в болдинских «Бесах» у незабвенного Александра Сергеевича – «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»? Считалось, что, бросив в середину вихревой круговерти нож, можно наверняка изувечить какого-нибудь черта!

Див и Дева: встреча на Дороге

На Руси дэв также не был чужим. Хотя – до «этнографических времен» он вряд ли дожил. Но любой, кто читал пронизанное языческими суждениями «Слово о полку Игореве», конечно вспомнит про загадочного дива, «взвившегося на верху древа». Эта дурная примета стала одним из самых ярких знамений, предвестивших беду походу русичей в Степь.

Небезынтересно, что див появился в повествовании на самой границе «земли половецкой». Однако, по всем признакам, на Руси 1000 лет назад он являлся уже таким же архаичным и непонятным существом, каким стал 100 назад на юге Казахстана.

Когда же, в таком случае, див был живее всех живых? Когда и где? И кем он собственно был?

На поиски изначальных значений образа нужно спускаться достаточно глубоко, в ту самую эпоху «индоевропейской общности». Или, по крайней мере, в те времена, когда через Великую Степь не спеша двигалась на своих массивных колесницах масса «арийских» племен. Та самая загадочная волна среди всех «великих переселенцев», которой суждено было вдохнуть новую душу в древних иранцев и индийцев и кардинально поменять культурно-исторический ландшафт всей Южной Азии. Именами «дивы-дэвы-дэйвы» у обоих этих народов изначально обозначали богов вообще.

Но боги не вечны. Особенно, когда их постоянно таскают за собой с места на место. Движения народов способствуют изрядным религиозным переосмыслениям. А зачастую ­­– развенчаниям и кардинальным переоценкам роли и места старых кумиров, попадающих в новые теологические условия.

Так случилось и с дэвами. В жестких религиозных условиях зороастрийской Персии они сменили знак и стали пособниками супостата Аримана, ландскнехтами темных сил (а с приходом ортодоксального ислама все былые небожители были вообще низведены до положения тривиальных джинов!). Зато в пластичной и терпимой Индии, с ее многомиллионным «олимпом», термин «девы» до сих пор используется в качестве эпитета божеств.

Возвращение в Степь

Что до казахских баксы, то, они могли обрести такого могущественного помощника, как див, позже, «приучив» непонятного духа во время его вторичного пришествия в Степь из Средней Азии, уже «отраженным» трансформированной ирано-арийской культурой.

Баксы с кобызом

Но кто знает наверняка? Не мог ли образ затеряться во вселенной кочевников и с той первобытной поры, когда здесь кочевали сами арии?

Народы, как известно – материя непостоянная: приходят, живут и уходят. Но не исчезают бесследно, даже если и создают порой такую иллюзию. Очевидно, что на земле Казахстана, величайшей транзитарной территории Евразии, во все исторические эпохи бывшей «проходным двором» для переселяющихся племен и кочевавших народов, естественным местом встречи разнообразных культур, можно, имея настойчивость, отыскать множество оставленных кем-то и когда-то следов.

И, отправившись по этим следам… Обнаружить такое!

Тут главное – не переусердствовать!

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также