Колизей: арена, где убивали на потеху толпе | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Колизей: арена, где убивали на потеху толпе

Колизей: арена, где убивали на потеху толпе

Знаменитый Римский Форум, составляющий ныне ряд впечатляющих руин, тянется вдоль плоского гребня Палатина – от подножия Капитолийского холма до подножия Колизея. Колизей, в масштабах Рима, выглядит объектом вполне географическим.

Размеры знаменитой арены – мало чем уступают масштабам знаменитого холма. А ведь этот выщербленный временем амфите­атр, символ Рима, силуэт которого ныне столь же знаком землянам, как контуры Эйфелевой башни или надкушенное яблоко «Эйпла» – далеко не то, что существовало во времена его полноценного функционирования. Две трети камней извлекли из него при стро­ительстве домов и папских дворцов в эпо­ху Возрождения. В это время мертвый Колизей использовали уже как каменоломни (и это, быть может, один из наиболее зримых примеров той «прямой связи» с античностью, которую проповедовали идеологи Ренессанса).

Христиане во спасение

Колизей растащили бы весь, камни древности в истории цивилизаций – это примерно то же, что атомы в строении материи. Так что, если где-то убывает, значит, где-то и прибавляется, и труд ра­бов античности, таким образом, используется до бесконечности. Спас памятник от разрушения папа Бенедикт «какой-то», упомнив, что на арене главного римского цирка, часто и не по своей воле, выступали первые христиане.

Фрагмент картины Константина Флавицкого (1830-1866) «Христианские мученики в Колизее» (Русский музей, Санкт-Петербург). Картина писалась в Риме (закончена в 1862 году)

Кстати, в древних источниках о какой-то особой роли именно христиан в любимом развлечении римлян, травле людей голодными хищниками, не говорит­ся. Травили рабов, среди которых встре­чались и первые последователи Христа.

Но, так или иначе, именно христиане спасли Колизей, выстроенный (в том числе) христиа­нами, и чуть не разрушенный другими христианами. За что всем им премного благодарны те десятки тысяч туристов, которые ежедневно прибывают сюда со всех концов мира. А еще более – власти города Рима, которому Колизей, даже полуразрушенный, помогает исправно пополнять казну.

Кстати, в классические времена он вовсе не считался ни коммерческим предприятием, ни Колизеем. Римские граждане пользо­вались Колизеем за счет благодетелей – как правом, дарованным негласной кон­ституцией, где первой строкой (советские школяры наверняка припомнят курс истории Древнего Мира за 5-й класс) было запи­сано: «Все граждане имеют право на хлеб и зрелища». Ну или как-то так.

А назы­вался этот гигантский гарант прав граждан Амфи­театром Флавия. По имени своего созда­теля – императора Тита Флавия Веспасиана, 9-го года рождения.

Очередь к руинам

Несмотря на коммерциализацию посещения, сегодня рядом с мрачными стенами не менее людно, нежели в халявные времена древнеримского апофеоза. Представители всех стран и народов терпеливо топчутся в очередях с вожделенной мечтой - приобщить себя к кругу избранных, «бывавших в Колизее».

...Попасть на арену лично я смог лишь с третьей попытки. Две предыдущие сорвала та самая интернациональная очередь, хвост которой, как змеиное жало, далеко высовывался наружу из темной норы нижней гале­реи, проходящей под трибунами. Это в бесплатное римское время весь амфитеатр заполнялся и опорожнялся за пять минут благодаря системе входов и выходов, считавшейся но­ваторской в архитектуре таких мегасооружений. Когда каждый знал свое место и представлял путь прохода к нему.

Теперь вход один – через кассу и металлоискатель. Потому и очередь, к которой я, как бывший советский, испытываю глубокое отвращение. Если бы не дождь, очистив­ший воздух Рима от пыли, а улицы от ту­ристов в один из дней моего пребывания, я, может быть, так и не посетил бы этого обязательного «пункта посеще­ния». И, кроме реноме, потерял бы немного.

Войти, чтобы... Выйти!

Внутренность Колизея не располага­ет к эстетическим озарениям и долгим со­зерцаниям, которые испытываешь в мраморных руинах античных театров и греческих храмов. От развороченной арены, похожей на разоренное кладбище, веет неодолимой сыростью разверстого склепа. Впрочем, и остальной туф, из которого в основном состоят знаменитые руины, источает тя­желую и давящую ауру, которая знако­ма всем, кто бывал в моргах или посе­щал мемориалы в фашистских концлаге­рях.

Колизею может позавидовать любая «фабрика смерти» – за 700 лет работы этого «цирка» на потеху публике тут разными способами было оборвано до миллиона одних лишь людских жизней. Сколько погибло братьев наших мень­ших – никто не считал.

Не знаю, что чувствует, выходя наружу, большинство нынешних посети­телей Колизея, судя по лицам – нечто иное, но я испытывал необычайное облегчение, вывалившись наконец из этой остывшей геенны. Я даже закрыл зонт и с удовольствием подставил разгорячен­ное лицо под тихие капли весеннего дож­дя. Очищающей небесной влаги.

Есть на Земле места, куда заходишь только раз. И то по неразумению...

Поддаваясь обаянию античности и от­даленности эпох, мы ставим римскую ци­вилизацию рядом с греческой. А она там близко не стояла. Честно говоря, я и не припомню, где еще в истории существовало другое государство, в котором главным развлече­нием мирных обывателей было наблюде­ние за убийствами невинных? Даже в фа­шистской Германии власти тщательно скрывали от населения то, что творилось в концлагерях. В древнем Риме во всех горо­дах были заведения, наподобие столично­го Амфитеатра Флавиев. А когда граждан лишали возможности наблюдать убийства – они начинали бунтовать. Так же, как и в периоды острой нехватки хлеба...

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также