«Смешались в кучу кони, люди…» Напрасно думать, что реальная иллюстрация к знаменитым строчкам Лермонтова навечно исчезла в истории вместе с конницами, конниками и конными битвами минувших эпох. Достаточно хоть раз взглянуть на кокпар, чтобы представить воочию, как могло выглядеть то, о чем писал поэт.
«Козлодрание» с человеческим лицом
Кокпар («козлодрание» русских источников) всегда возбуждал сторонних наблюдателей своей необузданной былинной удалью и нетленной архаичностью. А исследователей эта забава, характерная для многих народов Глубинной Азии, ставила в тупик неясностью своих истоков и изначальностью своего смысла.
В основе этого любимого степного состязания некоторые видят ритуальную борьбу фратрий, характерную еще для первобытных времен, суровую архаику «мужских союзов» с их «тотемами» и «тайными обрядами». То, что борьба за священный трофей издревле велась в Степи именно конными – это уже следствие своеобразия кочевой цивилизации, в которой ценность человека определялась его близостью к коню, основе основ степного номадизма.
А распространенность этого брутального развлечения по всему кондовому Востоку – явное свидетельство его необычайной древности. И остается только гадать, какими спортивными снарядами пользовались вместо козлиной туши игроки в пору жестокой азиатской античности! Есть предположения, что тушу козленка (барашка) в изначальном варианте заменяли головы врагов.
«Эта воинская игра очень занимательна...»
Но истинные истоки «варварской игры», которая так поражала европейских путешественников нового времени, уже к Средним Векам были давно забыты самими участниками действа. Выхолостившегося к «этнографическим эпохам» в чисто спортивное состязание в силе, сноровке и удали.
Что ни в коем случае не убавляло азарта игрокам, которые представляли не только соседние аулы, но часто выступали от имени отдельных родов. Зная об обостренном родовом чувстве казахов, легко можно предположить, что стояло за каждой победой и каждым поражением!
Вот характерное описание С. Болотова, почерпнутое из 3-го номера «Русского вестника» за 1866 год («С Сырдарьи»):
«После обеда началось куп-бюре. Выехало на лучших лошадях и аргамаках почти все ликовавшее общество, стало в кружок, на середину выкинули только что зарезанного козла; один подхватывает его и мчится с этою ношей во всю прыть по необъятной степи; все за ним гонятся, стараясь отнять козла; тот увертывается, делает различные вольты, мчится вдаль; наконец, видя что козла не увести, бросает его и отъезжает к зрителям. Козел подхватывается другим, и ристалище кончается тем, что кто-нибудь, после долгой гоньбы за козлом, первый прискачет на место праздника: тому козел и достается.
Эта воинская игра очень занимательна, но утомительна как для лошадей, так и для всадников. Ни одно куп-бюре не обходится без ушибов и калечений. Я видал эту же игру у кавказских горцев, там она живее, a потому и опаснее. Черкес ловчее и поворотливее нашего халатника-киргиза».

Ну, насчет горцев оставим на совести автора, казахи с черкесами вряд ли когда-нибудь состязались в кокпаре. А если бы сошлись в кокпаре, еще неизвестно, кто бы оказался проворнее.
«Этот спорт требует большой мускульной силы...»
Но вот один нюанс, который уловил наблюдатель середины XIX века, заслуживает отдельного внимания. Речь о том, что забаву можно рассматривать как своеобразную «воинскую игру», позволявшую джигитам поддерживать себя в постоянном тонусе.
В этом отношении любопытно еще одно сообщение из позапрошлого столетия, принадлежащее Генриху Мозеру, швейцарскому путешественнику, совершившему ряд поездок в Степь и Туркестан в 1882-83 годах:
Залог бессмертия
Несмотря на десятилетия забвения и коренные перемены в образе жизни, традиция кокпара не забылась и благополучно дожила до своего нового расцвета. Чему свидетельствуют снимки, которые я как-то случайно сделал на одном из областных первенств в Талдыкоргане. Даже на фотографиях чувствуется нешуточный запал участников команд, представляющих ныне не роды, а районы (официально, по крайней мере).
От себя добавлю, что с точки зрения зрелищности кокпар представляет собой состязание куда более достойное и увлекательное, чем футбол, к примеру. И очень жаль, что, несмотря на все достоинства, он остается чисто национальным видом спорта. Не только для спортсменов, но и для зрителей.
Мне кажется, что кокпар будет интересен и понятен каждому непредвзято настроенному зрителю, независимо от рода-племени. Потому как посмотришь на удаль участников, и проникнешься уважением к народу, способному поддерживать и впредь традиции далеких предков.
И станет понятнее не только неистребимый дух Великой Степи, но и любопытные моменты корневой истории человечества. Кентавры – фантазия греков? Кентавры были! Кентавры – есть!
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора

