Казахстан относится к странам с наиболее контрастным климатом. Разброс температур достигает у нас почти что 100°. А это значит... Это значит, что лето у нас – это лето, а зима – это… Зимушка-зима во всем ее волшебном великолепии! И хотя холодно и вьюжно бывает на всей территории Казахстана, красота зимней сказки во всем ее подлинном величии впечатляет не повсеместно. Ну, а где? Разберемся.
Из-за великого разнообразия ландшафтов, обширный Казахстан вообще-то идеален для составления всяких рейтингов и проведения сравнительных анализов. Сейчас, когда вокруг все занято подготовкой к Новому году 2026, все, что связано с зимой, морозом и снегом – злободневно и интересно априори. А потому, «не мысля гордый свет забавить», хочу предложить несколько локальных вариантов казахстанских зим, увидеть которые (и прочувствовать) граждане РК могут, не выходя из дома.
Начнем с Кокшетау.
Клочок Сибирии
Кокшетау – это реликтовый клочок Сибири, затерявшийся посередь Великой Степи в суете предшествующих ледниковых периодов. Этот оазис Севера великолепен в любой сезон. А тем более – зимой, когда усмиренная ледяными панцирями вода озер и укутанные праздничными тулупами зубцы скал над запорошенными снежной мишурой соснами, превращают все в чудесную декорацию для феерического отдохновения души. Снег, мороз, голубой лед, черные скалы, студеный и прозрачный воздух, упругими вихрями вылизывающий кроны.
Чем не идиллия?
Такими эти места, собственно, и были еще пару десятилетий назад. Ныне, когда Боровое превратилось в дальний пригород столицы и стало местом массового отдыха казахстанцев (со всем вытекающим), местность эта уже не столь непорочно девственна и девственно чистая. Однако зимой, когда поток жаждущих отдохнуть «на лоне» не столь напорист, а снега прикрывают следы летнего отдыха, тут все еще можно поймать момент одиночества и вполне насладиться пойманным моментом.
Игры ветра
Зима в Кокшетау хороша во всех своих ипостасях. И ярким морозным днем, когда ясный и чистый воздух то и дело вспыхивает ослепительными ледяными кристалликами. И в ветреную пору, когда поземка оживляет застывшие озера стремительными и живыми струями снежной пыли. И в пору мирного снегопада, когда смачные хлопья с шелестом падают на землю, и кажется: вот-вот – и все небо ляжет на землю!
Если безветренно и морозно, то зима в горах Кокше поражает необыкновенной тишиной. Коль кто и дерзает нарушать ее, кроме культурноотдыхающих казахстанцев, так это дятлы. Работая головой по дереву. Дятловый перестук в местных лесах напоминает телеграф африканских тамтамов. Самые звонкие и громкие звуки получаются тогда, когда птица-молоток пристраивается на особо сухом стволе или старом телеграфном столбе.
Но спокойствие – редкий фон в местной природе. А налетающий из просторов целинных степей вихрь сразу же переполняет атмосферу свистом сосен и жестким шорохом льдянок поземки.
Очутишься в это время в лесу – посыплются за шиворот с каждого дерева бодрящие лавинки, закроют сцену скользящие тюлевые занавесы. А коли окажешься на озерном льду – зазмеятся под ногами извивающиеся космы ползучего снега, засверкают в лучах низкого солнца мириады поднятых вверх снежинок.
Погладить Сфинкс
Однако успокоится воздух, пригреет расхорохорившееся светильце – обмякнут распаренные лучами розовые стволы сосен, и наполнится все чарующим настоем хвойного аромата.
Боровым нужно дышать. Такого воздуха, как тут в мире еще поискать! Недаром сюда издревле приезжали ослабленные, утомленные и чахоточные. И излечивались одним лишь местным воздухом. Волшебным!
Волшебство так и витает вокруг в такое время. Ну, когда еще можно так вот, запросто, подойти к Сфинксу – Жумбактасу, и погладить его гранитные бока? Или улечься на отполированную ветрами ледяную поверхность застывшего Чебачьего озера и, заглянув вглубь, увидать, как в темной бездне ворочается сонная рыба? А выйти первым на засыпанную свежим снегом «Байкальскую дорогу» и почувствовать себя оторванным от всего человечества?
Зимние радости для избранных
Зима, как известно, несет в себе разные зимние радости. Особо понятны и приятны они детям, которые до посинения могут обшарпывать салазками любимую горку.
Хотя и взрослые иные недалеко ушли от детворы – так же, до полного вымерзания, могут сидеть под полиэтиленом и, сжимая удочку-мормышку, всматриваться в вожделенную лунку. Согреваясь запаленными свечками и... Более верными способами.
А возможность стремительно промчаться по звонкой лыжне, вдыхая всей грудью девственный кислород морозного воздуха? Кто бегал, поймет эту несказанную прелесть.
Впрочем, Боровое (и иже с ним) самоценно настолько, что напоение тутошней природой вовсе не предполагает какой-то активности. Эстетическая самоценность местных пейзажей столь повсеместна, что тут, остановившись в любом месте, часами можно просто «слушать шум ветра в сосновой хвое». Или «медитировать», блуждая взором по сказочным образам причудливых скал. Или бесконечно скрипеть промороженным снегом под ногами и тому радоваться.
Если вам повезет, и вы сумеете насладиться всем этим благолепием в отрыве от посторонних, один на один, то вы вряд ли забудете тот день до конца жизни!
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора

