После Алтая и Северного Казахстана может показаться, что ничего столь же достойного в плане зимней яркости в республике больше не сыскать. Но это – если забыть про Северный Тянь-Шань, «южные зимы» которого (одна широта со Стамбулом, Римом и Мадридом) ничем не уступают признанным сибирским эталонам.
А если припомнить еще и то, что своими высотами эти горы даже летом упираются в настоящую, закованную в вечный лед Арктику, то нетрудно сообразить, что по разнообразию проявлений местная зима может поспорить с какой угодно другой!
Многозимье
Северный Тянь-Шань (а у нас, грубо говоря, он прикрывает весь юг республики и тянется от Джунгарского Алатау до Угама и Коржантау) надвигается на свои подножия вертикальной четырехкилометровой стеной. Он весь как на ладони и весь в шаговой доступности.
А близость дерзкого Заилийского Алатау к мегаполису Алматы делает посещение гор легко доступным практически в любое время года. Лично я не очень люблю только весну – это самый беспокойный сезон в горах. В марте здесь «идут лавины, одна за одной», а в апреле-мае – начинают свирепствовать клещи.
А вот зима у нас – чудо!
Начнем с того, что мы начинаем видеть ее раньше и заканчиваем видеть позже любых северян. Она у нас перед глазами даже тогда, когда город уже (еще!) залит теплом и горожане ходят в майках и сандалиях на босу ногу. Стоит только вскинуть взор.
Благодаря уникальной географии зимой, на расстоянии простой однодневной экскурсии можно увидать и прочувствовать даже не одну зиму, а много зим. Чем выше поднимаешься по ущелью той же Малой Алматинки, тем суровее и строже становятся окружающие тебя заснеженные пейзажи.
Взъерошенные урючники и яблочники по «прилавкам», пушистые и уютные ельники на уровне Медео и Чимбулака (несмотря на катастрофический ураган, они все еще радуют глаз), в сравнении с безлесым, вечно продуваемым пронзительными ветрами профилем Ворот Туюксу – словно картинки разных ландшафтных зон. А между ними - всего-то пара часов хорошего хода. Выше, ближе к венчающим хребет альпийским пикам-четырехтысячникам, вообще-то царит настоящая зимняя Арктика. С соответствующими ураганами, метелями и морозами.
Надо ли тому удивляться? Удивляться надо, тем более, когда оно того стоит. Фундаментальная проблема нынешнего человечества в том, что оно разучилось удивляться.
Полезем в горы
Недаром так популярны среди местных альпинистов зимние восхождения на альпийские вершины, составляющие «венец Заилийского Алатау». Это тебе и тренировка, и изощрение мастерства, и выполнение нормативов, и эмоциональная зарядка. И своеобразная награда, которой природа пожаловала местных горовосходителей. Бонус – в виде «альпинизма выходного дня», на котором традиционно зиждились основы успеха наших «гималайцев» и объяснялось изрядное количество среди алматинцев бескорыстных любителей-значкистов.
Если у вас еще невпроворот сил и энергии – не поленитесь, свяжитесь с профессиональными проводниками и обязательно потратьте себя хоть на одно восхождение зимой. Память о нем останется с вами на всю жизнь! Только не лезьте наверх нахрапом, «на дурачка» – горы дурачков презирают и наказывают.
...Обычно на такие арктические штурмы выходят затемно – световой день в зимних горах мимолетен и короток. Снег смачно хрустит под тяжелыми ботинками, воздух, свежий и морозный, будоражит все твое пробуждающееся существо, а впереди перед глазами разворачивается феерическое зрелище горного рассвета. Вначале нехотя тускнеют звезды, начинают оконтуриваться все более ярким голубым ореолом силуэты скал и вершин, загораются ослепительные «снежные флаги» над острыми пиками. А это значит, что там, наверху, уже буйствует ветер, сдувающий шлейфы снега с верхушек гор.
Мир с каждым шагом становится все ярче и ярче. И вот, наконец, пронзает долгие предрассветные сумерки острый гиперболоидный луч торопливого солнца. Он поджигает мир, заставляя окружающее искриться, сиять и буквально благоухать светом, преображая все вокруг и все внутри тебя…
Можно и позагорать
Однако, чтобы получить хорошую зарядку на неделю, совершенно не обязательно тешить самолюбие, возбуждать соцсети и тащиться на самый верх, проклиная себя (что согласился) и меня (что надоумил).
Альпинизм, даже в простом воскресном варианте – это достаточно тяжелый труд. Но ему есть масса других альтернатив и вариантов. Более простых и приятных.
Например – небольшая прогулка по какой-нибудь заснеженной тропе после снегопада. Или даже в сам снегопад. Когда тишину вокруг нарушает лишь убаюкивающий перешепот падающих хлопьев, а пелена снега делает мир вокруг каким-то особо таинственным и многомерным.
Но зима в горах хороша в любом состоянии. И для того чтобы проникнуться ею, вовсе не обязательно месить сугробы из свежего снега, который всегда таит в себе опасность порождения лавины. Благо, что многие из горных троп, на солнцепеках южных склонов, всю зиму бесснежны и безопасны.
И движение по ним – один из самолучших вариантов любования зимними горами. Солнышко ласково пригревает тебя своими южными лучами (так, что можно даже загорать!), а напротив, на другом склоне ущелья, стоят, завораживая, запорошенные снегом еловые леса.
Феерия! Или лепота?
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора

