Едва ли не большая часть посетителей до сих пор приезжает в Индию именно за ее штатными чудесами. Если, конечно они отправляются не в Гоа с откровенной целью потусоваться в интернациональной атмосфере и пляжно отдохнуть у моря. Массовые туристы, заряженные соблазнительными селфи трэвел-блогеров и глубокими знаниями, почерпнутыми из сетей, приезжают «за чудесами» и зачастую испытывают… резонное разочарование. Сталкиваясь с неприкрыто лукавым и потребительским отношением всех местных «чудотворцев» и помогальщиков, чаяния которых направлены лишь на опорожнение интуристских кошельков.
Заклинатели интуристов
Тот, кто опасается остаться в Индии без «заклинателя змей», может не волноваться. «Заклинателя» не нужно искать, сбиваясь с ног и теряя подметки, он сам найдет вас, и будет делать это все время, с назойливой регулярностью возникая у каждого мало-мальски значительного туробъекта.
В конце концов, эта кобра (самый распространенный эпитет которой в классической литературе – «полудохлая»), которую вам будут совать под нос по десять раз на дню, достанет вас так, что вы станете не искать, а попытаетесь избежать встречи с ее настырным «повелителем». Не исключаю: возможно, где-то в глубинной Керале или Ассаме вам может быть и удастся увидеть не заточенное на туристов действо с настоящей змеей, там культ поклонения «нагам» еще жив. Но в тех частях Индии, которые более всего посещаются иностранцами, ничего большего, нежели поношенный парень с истрепанной змеей, вряд ли попадут вам на глаза.
Честно говоря, кроме чувства жалости к гадам, такая «работа» других эмоций не оставляет. Но гады – есть гады, даже такие – беззубые и неспособные адекватно ответить «повелителю». Гадов не любят.
Гораздо большую жалость вызывают медведи, которых дрессировщики водят на цепях за кольцо, проткнутое прямо через кости черепа. Особенно много их попадалось на дорогах в районе Агры. При виде туристического автомобиля мишек тут же ставят на задние лапы и заставляют кланяться в ожидании законного «бакшиша».
Платят «за зрелище» те любители экзотики, которые для оправдания недешевой поездки в «страну чудес» и отчета перед знакомыми и родственниками, не могут пропустить подобного «чуда» мимо всех десяти объективов своего навороченного смартфона. Ведь это еще и такой славный фон для увековечения на нем себя любимого. Их мало волнует, что мучения животных во многом лежат на совести подобных иностранных извращенцев. Потому что сами индийцы не очень-то расположены платить за эту «экзотику».
В местном обществе вообще-то весьма сдержанно относятся ко всем этим носителям чудес – бродягам, побирушкам, нищим и «факирам»: все большая часть населения Индии считает их обыкновенными бездельниками.
Йоги на дороге
Сложнее с йогами и прочей йогой. Потому что само это явление столь многогранно и многосложно, что в нем легко уживаются и уличные фокусники, неспособные ни на что другое, кроме как удивлять толпу тренированностью своего тела (а то и демонстрацией уродств) и банальными фокусами – с одной стороны, и подвижники, аскеты садху, последовательно умерщвляющие плоть ради достижения полной свободы от телесных оков в уединенных пещерах – с другой.
В Индии сотни школ, где детей сызмальства и последовательно обучают сложному (и не всегда понятному даже многим из тех, кто считает себя «посвященным») пути йога. Причем, разные «ашрамы» решают разные цели в подготовке узких специалистов: где-то готовят фокусников и циркачей, где-то врачей и медиумов, где-то предсказателей и провидцев.
А где-то откровенно заточены на механическое извлечение денег из карманов европейцев, зазывая к себе простодушных неофитов, чтобы за неделю-другую, с помощью хорошего английского, обучить их всем премудростям учения, поведать самые сокровенные «секреты избранных». А в заключении принять в разряд «посвященных» и выдать соответствующий сертификат.
Какими же умными все-таки должны быть эти белые люди, которые за несколько дней усваивают то, чему местные ученики учатся с 4-5 лет до глубокой старости, посвящая этому всю жизнь!
Волна «йогической» литературы, обрушившаяся на прилавки книжных магазинов «цивилизованных стран», во многом плод творчества именно таких скороспелых «йогов», прошедших недельный курс в каком-нибудь «институте» Бомбея. Отсюда же растут крылья (или – хвосты?) и самих этих многочисленных «ашрамов», руководимых «выдающимися гуру», сети которых охватили весь мир и, по методам промывки мозгов удивительно напоминают финансовые пирамиды и тоталитарные секты.
Понятно, что от настоящей индийской йоги в этих потугах столько же, сколько в чистенькой гламурной дамочке из какой-нибудь йогической вип-академии, поминутно сэлфящейся в разных асанах и подправляющей макияж, и голого аскета, измазанного жидким коровьим навозом, смешанным с пеплом кремируемых, равнодушного постигающего свою истину где-нибудь на знойном праяге Аллахабада или встречающего солнце на гатах Варанаси.
Ну, а как смотрит на все это сама Индия? Индия улыбается. И получает дивиденды.
Вам надобно чудо? Все есть у меня!
Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»
Фото автора

