Эфес: «деяние Апостолов» – слово святого Петра и могила Иоанна Богослова | Агентство профессиональных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

Эфес: «деяние Апостолов» – слово святого Петра и могила Иоанна Богослова

Эфес: «деяние Апостолов» – слово святого Петра и могила Иоанна Богослова

В прошлый раз мы беседовали о судьбе храма Артемиды Эфесской, одного из Семи чудес света и величайших святилищ античного мира. От которого ныне осталась лишь одна восстановленная колонна посереди болота. К такому печальному финалу привели усилия множества старателей (пресловутый Герострат, как мы выяснили, в общем-то и не причем). Храм в конце концов разрушили, а природа довершила начатое, утопив остатки в мутной трясине.

У болота истории

Свою лепту в судьбу капища внесли и христиане. И не какие-то – а непосредственные ученики самого Христа. Священная война христиан с храмом имела длинную историю и началась почти сразу после Казни в Иерусалиме и чудесного Воскрешения. Разнесшие во все части мира Весть ближайшие последователи Иисуса Христа не минули и Эфеса.

В 54 году в город прибыл апостол Петр, основал тут одну из первых церквей и прожил около трех лет. И это не случайно – Эфес в те годы являлся одним из крупнейших городов Ойкумены (300 тыс. жителей!) и считался столицей Азии. Правда, не всей Азии (никто толком тогда не знал, где на Востоке кончается Земля), а всего лишь римской провинции Асия.

Обо всем этом я размышлял, сидя на обломке теплого мрамора и созерцая темные воды болота, на дне которого покоятся остатки «3-го чуда света». В гнезде, умещенном на верхушке единственной колонны Артемисиона, грациозно суетились величавые аисты. Думалось о вечном тут легко и емко.

Вдруг из глубин безвольной тины показывается змеиная голова, за ней – еще одна... Вослед за змеиными головами на свет вынырнули кожистые черепашьи панцири. Я сидел неподвижно, и черепахи, видимо, принимая меня за элемент пейзажа, начали свои ярые любовные игрища. 

Я много раз видел подобное у наших степных броненосиц, всегда удивлявших меня своим неожиданным темпераментом, потому с интересом наблюдал за их здешней родней. Весна – она ведь и в Турции весна!

Корни гнева

Неожиданно с противоположной стороны болота раздается возбужденный крик. Я вскидываю голову, но этого достаточно, чтобы черепахи тут же исчезли в глубине. Вечно спешащие китайские туристы уже уехали, а шум исходил от продавцов гипсовых Артемид, которые считали деньги и о чем-то весело переговаривались. При их виде я снова вспомнил о святом Петре...

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня;

Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,

Собрав их и подобных ремесленников, сказал: друзья! Вы знаете, что от ремесла этого зависит благосостояние наше;

Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти по всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.

А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная».

Это – из «Деяний апостолов».

Таким образом, первый антихристианский мятеж в Эфесе имел скорее экономические, нежели межконфессиональные резоны. Однако, как ни странно, никаких репрессий в отношении Петра и сподвижников не последовало, покричав, по обыкновению, пару часов перед храмом («Велика Артемида Ефесская!» – кричали они), греки разошлись по домам, потому как вообще-то толком не знали, зачем собрались.

Вскоре и апостол Петр покинул Эфес и отправился в Рим, а на его место заступил апостол Иоанн, «любимый ученик Христа», автор одного из Евангелий и знаменитого Откровения (Апокалипсиса). Иоанн Богослов – единственный из 12 ближайших сподвижников Христа, который, прожив почти 100 лет, смог умереть своей смертью.

А где он умер? Здесь, в Эфесе!

Могила над храмом

Хотя все это уже из области церковного предания и не все христиане верят в эфесскую историю Иоанна Богослова, не отраженную Священным Писанием, здешняя могила святого – давнее место паломничества. Над ней, еще во времена первых императоров-христиан, был выстроен обширный храм в память почившего. В основу которого легли, кстати, куски мрамора из превращенного в каменоломню Артемисиона.

...От храма Артемиды до храма Иоанна Богослова можно подняться за пять минут. Он расположился на склонах старого Акрополя, верхушку которого занимает ныне приземистая византийско-османская крепость. Именно в этой части Эфеса, согласно преданию, жил после Патмоса святой Иоанн. Здесь и умер – рассказывают, что смерть святого носила все же волевой характер. Сказал, что умрет, велел выкопать могилу в небольшом храме, где проповедовал, шагнул туда, простер руки к небу и ... исчез.

Отсюда, с террасы руин храма Иоанна Богослова, открывается завораживающий вид на долину Малого Мендереса, мирный Сельчук (название которого ведут от завоевавших его когда-то сельджуков) и окружающие горы. Раскрывшаяся перспектива, с коричневыми пашнями, черепичными крышами, курчавыми сосновыми склонами, благоуханными мандариновыми рощами и парящими аистами, заставила забыть про все прочие чудеса света. Как легко надолго потеряться в этом мирном просторе, бессистемно сканируя взором представшую панораму!

(Окончание следует)

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автор. На обложке - храм Иоанна Богослова в Эфесе

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также