«Джунгарские Ворота» – портал завоевателей? Что настораживает географа | Агентство православных новостей - AIPN.KZ | Агентство профессиональных новостей (АПН)

«Джунгарские Ворота» – портал завоевателей? Что настораживает географа

«Джунгарские Ворота» – портал завоевателей? Что настораживает географа

Попасть в Джунгарские Ворота я мечтал с тех пор, как услышал это чарующее название. И хотя, когда мне это удалось (в начале 1990-х), реальные Ворота оказались на деле вовсе не таким грозным дефиле, как мнилось – сердце все равно билось усиленно и радостно. Еще бы, я попал в самое чрево самого, быть может, знакового горного прохода, определявшего веками судьбы земной цивилизации!

Стратегическое дефиле мировой истории

Если подходить к географии Евразии аллегорически, то сложные и немногочисленные «лазы» Центральной Азии, по которым, минуя безжизненные пустыни и заоблачные горы, можно было протиснуться с Востока на Запад и с Юга на Север (или наоборот), легко уподобить узкой перемычке песочных часов. Чтобы пересчитать их, пальцев двух рук будет более, чем достаточно. «Коридор Хэси», Зайсанская котловина, русло Эмеля, Джунгарские Ворота, горные тропы долины Или, Музарт, Туругарт, Каракорумский перевал, «Хайберский проход»…

Вот, пожалуй, и все!

Именно географическая обособленность частей Азии и труднопроходимость путей между ними определили во многом своеобразие и уникальность развития цивилизации Старого Света в трех ее основополагающих вариантах: западном, индийском и китайском. Когда доблестный царь Александр Филиппович Македонский (которого в истории просто и по-свойски кличут Великим), в своем тщеславном стремлении покорить мир увяз на пороге Индии, немного (как ему казалось) не дойдя до вожделенных пределов Ойкумены на востоке – западная наука еще ведать не ведала о существовании Китая. И это говорит само за себя!

Между тем, в этом «неизвестном» Китае, древние мудрецы Конфуций и Лао-Цзы ко временам походов Македонского были уже богами – им молились в храмах (в то время как основанные ими школы неистово спорили о «человечности» на философских диспутах), эпоха Весны и Осени сменилась смутными временами Борющихся Царств (закончившихся столетие спустя появлением единого Циньского государства) и началось повсеместное строительство «длинных стен» (сыгравших позже такую важную роль не только в истории самого Китая, но и в судьбах всего мира).

Грозный хозяин Ворот

Джунгарские Ворота, классическая перемычка «песоч­ных часов», через которую тысячелетиями перевеивается «песок», собранный с огромной территории по «ту сторону», дабы, просви­стев, рассеяться по еще большей площади здесь. И это не только аллегория, а ландшафтообразующая схема, весьма, кстати, распространенная в Глубинной Азии.

Окруженные горами знойные равнины Джунгарии, Кашгарии и Гоби, с их температурными и барическими контрастами, – это суть огромные центрифуги, разгоняющие воздушные массы до почти что жидкого состояния и выдувающие страш­ные вихри через все щели и дыры местно­го рельефа.

Одно из таких ветровых дефиле, быть мо­жет, самое естественное из всех прочих – это и есть Джунгарские Ворота. Пограничная впадина, разделяющая не только Казахстан и Китай, но отделяющая горы Центральной Азии (заканчивающихся тут Джунгарским Алатау) от гор Сибири (которые начинают­ся Барлыком и Тарбагатаем).

Выдуваемый в холодное время года из пустынь Джунга­рии ветер Ибэ (Юй-бэ, Евгей) дует тут с таким постоянством и злобой, что с давнишних пор именно он был самым заметным мо­ментом всех «правдивых историй», которые «переживали» в этих местах всякие проезжие и переезжие. Про бездонные пещеры, порождающие вихри и сдуваемые бурями караваны.

Здесь был Чингисхан? Был ли?

Сильные ветра дуют в основном в холодное время года. Летом вся Приалакольская равнина подернута неподвижным знойным маревом. Чем бли­же к Воротам, тем неприютнее становится окружающее. Чахлая растительность на не­которых участках пропадает вовсе – ей, ввиду отсутствия почвы, начисто содран­ной вихрями, здесь просто не за что заце­питься. О силе бушующих бурь говорят вытянутые по направлению ураганов черные галечные грядки – настоящая каменная пустыня, типа «гамады».

Честно говоря, факт отсутствия «подножного корма» тут, с севера, и аналогичные ландшафты с юга, со стороны Джунгарии, лично у меня вызывают большие сомнения по поводу прохождения здесь больших конных скоплений, вроде армии того же Чингисхана. Монголы овса не сеяли. И никаких надписей, а-ля «здесь был», Чингисхан в Воротах не оставил. Гораздо удобнее и комфортнее для прохождения огромной орды было бы пройти через Зайсанскую котловину.

Хотя, если верить Льву Гумилеву (верят не все), пустыни Центральной Азии, в обозримой истории, неоднократно покрывались буйными травами. «Степь цвела» с IV по XIII век, так что апофеоз монголов (как и тюрков) пришелся, как нельзя кстати (для кочевников), на пик урожайности кормовых трав. А может быть не пришелся, а стал возможным только в это животворное для Центральной Азии время – это откуда посмотреть.

Бесовские стези Глубинной Азии

Джунгарские Ворота до самого XX века «открывались», в основном, в одну сторону – на Запад. Потому так любопытны те редкие случаи, когда можно проследить за движением в обратном направлении.

Вскоре вслед за Плано Карпини мимо Алаколя проследовала миссия фламандца Гильома де Рубрука (1253 год), «спецпредставителя» короля-крестоносца Людовика IX.

От Кайлака (этот средневековый центр христианства и буддизма в Семиречье не так давно активно копали наши археологи в районе села Каялык-Антоновка) Рубрук вышел к Алаколю и берегом добрался до Джунгарских ворот:

«Среди больших гор в юго-восточном направлении тянулась долина, а затем между горами было еще одно большое море, и через эту долину от первого моря до второго протекала река; в этой долине по­чти беспрестанно дует столь сильный ве­тер, что люди проезжают с великим опа­сением, как бы ветер не унес их в море».

Второе «море» Рубрука, это, скорее всего, Эби-Нур, по ту сторону границы. А река, очень похоже, Ыргайты. Ну, а долина – Джунгарские Ворота. Так что, вряд ли, как принято считать, Рубрук отправился отсюда вдоль северного склона Барлыка, для этого пришлось бы возвращаться обратно. Он, скорее всего, обошел Барлык-Майлинский массив с юга. А если так, то становится понятным один из загадочных моментов, которыми в изобилии пестрит описание пути Рубрука. Речь о «месте среди страшных скал»:

«На этом переходе демоны обычно внезапно уносили людей. И неизвестно было, что с ними делалось. Иногда демоны похищали лошадь, оставив человека; иногда они извлекали у человека внутренности, оставив на коне его телесную оболочку…»

Каждому, кто путешествовал по китайской Джунгарии, сразу приходит мысль об Орхо – «Эоловом городе», открытым академиком Обручевым. Эти причудливые, похожие на развалины выветривания у реки Дям «страшные скалы» издревле обильно населялись духами и до сих пор носят у китайцев название «Города чертей», а у местных казахов ассоциируется с классической территорией шайтана.

Если бы Рубрук шел через Эмель, то прошел бы мимо, но южная дорога выводила его прямо к Орхо (туда, надеюсь, я еще проведу вас в рамках этого проекта).

Андрей Михайлов-Заилийский. Писатель, автор дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада» и географического романа «Казахстан»

Фото автора


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Читайте также